Большая Советская Энциклопедия


Поисковый запрос:

Философская и общественная мысль.

В период существования Др.-рус. гос-ва и феод. раздробленности филос. и обществ. мысль зап. земель Руси развивалась в рамках господствующего религ. мировоззрения. Длит. время шла борьба между христианством и языческим мировоззрением. Утверждение христианства в кон. 10 в. способствовало распространению переводных произв. античных и визант. философов. Самобытными памятниками религиозно-филос. лит-ры 12 в. были "Слова" и "Поучения" Кирилла Туровского, "Послание" Климента Смо-лятича. Фольклор, лит. произведения и летописи пронизывает идея сохранения и единства рус. земель, необходимости борьбы с иноземными врагами. Феод, раздробленность порождает также и сепаратистские настроения.

С 14 в. складывается взаимодействие филос. и обществ. мысли Б., Литвы и Польши в связи с включением Б. в состав Вел. княжества Литовского, к-рое в 16 в. соединилось с Польшей в одно гос-во -Речь Посполитую. Одновременно продолжали развиваться идейно-филос. связи белорус. народа с русским и украинским народами. Процесс формирования белорус. народности совпадает с распространением гуманистич. идей в культуре и развитием реформационного движения. В нач. 16 в. белорус, первопечатник Франциск (Георгий) Скорина пропагандирует идеи гуманизма, утверждает права разума в познании мира, стремится использовать Библию в целях просвещения. Идеологич. оппозиция господствующей религиозно-филос. доктрине находит выражение в реформац. учениях 16-17 вв. Последователи антитринитариз-ма и родственных ему еретич. течений с позиций гуманистич. мировоззрения защищают достоинство и свободу личности (Симон Будный, Василий Тяпинский, братья Лаврентий и Стефан Зизании и др.); они обличают католич. церковь, критикуют ортодоксальные религиозно-филос. понятия и церк. авторитеты, религ. фанатизм и нетерпимость, поднимаются от религ. скептицизма к рационалис-тич. взглядам на мир. Идеологами пле-бейско-крестьянского крыла реформац. движения были Пётр из Гонёндза, М. Чеховиц, Якуб из Калиновки, разделявшие представления раннехрист. уравнительного коммунизма, бежавший из России вольнодумец Феодосии Косой и др. Сторонники естеств. права (Л. Сапега, А. А. Олизаровский и др.) в противовес ср.-век. традициям, феодально-теологич. теориям о гос-ве и праве рассматривали явления обществ. жизни с точки зрения природы человека и требований человеч. разума. Схоластике (М. Смиглецкий, И. Кимбар и др.), к-рая постепенно завоёвывала всё более прочные позиции в уч. заведениях после открытия в 1579 в Вильно иезуитской академии, противостояло материалистическо-атеистич. направление в философии, представленное С. Лованом и К. Бекешем во 2-й пол. 16 в., К. Лыщинским - во 2-й пол. 17 в. В трактате "О несуществовании бога" К. Лыщинский признавал единственной реальностью материальную природу и объявлял бога плодом фантазии людей. Развитие нац.-освободит. движения в кон. 16 - сер. 17 вв. порождает полемич. лит-ру (Мелетий Смотрицкий, Афанасий Филиппович), направленную против политики окатоличения и полонизации, церковной унии, подавления культуры белорус, народа. Идею объединения России, Украины и Б. в одно гос-во отстаивал Симеон Полоцкий.

Торжество феодально-католич. реакции привело к засилию ср.-век. схоластики в кон. 17 - первых десятилетиях 18 вв. Развитие филос. и обществ. мысли резко замедлилось. Социально-экономич. оживление в сер. 18 в. способствует распространению идей зап.-европ. науки и философии. Складывается эклектич. философия (А. Скорульский, С. Шадурский, Б. Добшевич), соединявшая элементы схоластики и новой рационалистич. мысли и постепенно подрывавшая господство схоластики. В шляхетской публицистике кон. 17 - сер. 18 вв., направленной против феодальной анархии в Речи Поспо-литой, выдвигаются проекты политич. реформ и укрепления государственной власти.

В посл, трети 18 - нач. 19 вв. получает развитие идеология Просвещения, испытавшая влияние франц. и польских просветителей. После воссоединения Б. с Россией распространяются произв. рус. естествоиспытателей и философов. Представители естеств. наук, опираясь в основном на принципы деизма, обосновывают роль эксперимента в познании и утверждают мысль о безграничных возможностях человеческого разума (М. По-чобут, В. Карчевский). Деист К. Нарбут высоко оценивает значение освобождения философии от схоластики и богословия. Дуалист А. Довгирд критикует априоризм и агностицизм И. Канта, скептицизм Д. Юма, защищает материалистич. сенсуализм Ф. Бэкона, Дж. Локка и Э. Кондильяка. Противникам франц. Просвещения (М. Богуш, М. Кадлубовский) противостояли защитники его идей (И. Быковский). Физиократы (И. Стройновский, К. Богуславский) развивали идеи естеств. права, исследовали вопросы о происхождении общества, гос-ва, места и роли науки в обществе и др. Острая идейная борьба развернулась по крест, вопросу между крепостниками (И. Грабовский) и сторонниками отмены крепостного права (М. Карпович, Д. Пильховский и др.). Идею объединения Б. с Россией пропагандировал Г. Конисский. Либерально-просветительская организация "Общество шубравцев" требовала политико-правового уравнения людей перед законом, вела борьбу с обскурантизмом и мракобесием иезуитов из Полоцкой иезуитской академии. Члены шляхетско-революц. "Общества филоматов" и декабристской орг-ции "Общество военных друзей" обосновывали необходимость свержения самодержавия и уничтожения крепостничества.

В сер. 19 в. возникает революционно-демократич. направление в филос. и обществ. мысли. Ранними представителями этого направления были Ф. Савич и Ю. Бокшанский. Революционно-демократич. идеи во 2-й пол. 19 в. распространяли К. Калиновский, Ф. Богушевич, А. Гу-ринович, Я. Лучина. Они критиковали антинародный характер реформы 1861, пропагандировали необходимость восстания против царизма, призывали к рево-люц. союзу рус. и белорус. народов, отстаивали идеи "общинного социализма" и народовластия, выступали и защиту преследуемых царизмом белорус. культуры и белорус. языка. Революционерам-демократам противостояло дворянско-бурж. направление в обществ, мысли (А. Ельский, И. Орловский, А. Пщелка), к-рое эволюционировало в сторону национализма и пропагандировало идеи классового мира. В 70-80-х гг. 19 в. революц. народники (Гриневецкий, Богданович, Судзиловский, Ивановский), "Белорусское социально-революционное обозрение", журн. "Гомон" (вышло 2 номера в 1884) выступали за свержение царизма и установление демократия, республики, отстаивали идею нац. освобождения и необходимости союза равноправных народов России. Во 2-й пол. 19 в. материалистич. взгляды в области естествознания защищали преподаватели Горы-Горецкого земледельческого ин-та А. В. Советов, И. А. Стебут и др.

Сер. 80-х гг. 19 в.- начало распространения марксистских идей в Б., произведений К. Маркса и Ф. Энгельса. Первые революц. кружки, пропагандирующие марксистские идеи, связаны с плехановской группой "Освобождение труда". В марте 1898 в Минске состоялся 1-й съезд РСДРП. С 90-х гг. в Б. проникают работы В. И. Ленина. Марксистско-ленинские взгляды распространяются среди рабочих ленинской "Искрой", большевистскими газетами "Вперёд", "Пролетарий", "Новая жизнь".

Революционно-демократич. идеи нашли широкое выражение в творчестве писателей Янки Купалы и Якуба Колоса и мн. др. деятелей культуры Б.

В период Революции 1905-07 большевики использовали для пропаганды ленинских идей минскую легальную газету "Северо-Западный край". Большая заслуга в распространении марксистско-ленинского мировоззрения и организации большевистских групп в Б. принадлежит газ. "Правда" и деятелям партии Ф. Э. Дзержинскому, И. В. Бабушкину, П. Н. Лепешинскому, В. Н. Залежскому, М. В. Фрунзе, А. Ф. Мясникову.

С победой Окт. революции и образованием БССР (1919) закладываются основы систематич. научно-исследовательской, пропагандистской и педагогич. работы по марксистско-ленинской философии. Создаются филос. кафедры в Белорус. ун-те (1921), Коммунистич. ун-те (1924); филос. секция Науч. об-ва марксистов Б. (1923-24, 1927), на основе к-рой возникло Об-во воинствующих материалистов-диалектиков (1929). В 1922 в Минске был издан 1-й в СССР учебник по марксистской философии (С. Я. Вольфсона). Начинается издание на белорус. яз. важнейших работ К. Маркса, Ф. Энгельса, соч. В. И. Ленина (в 1929-33 вышло 6 тт.; в 1948 начато новое издание, на 1968 вышел 41 т.). Среди публикаций 20-х гг. выступления против "механицизма" (работы С. 3. Каценбогена), "теории равновесия", критика филос. основ "левого" и правого оппортунизма, защита теории социалистич. революции и диктатуры пролетариата. В работах П. Я. Панкевича, Р. М. Выдры, И. В. Герчикова и др. критиковались бурж. и ревизионистские со-циологич. концепции. Мн. работы были посвящены критике позитивизма, прагматизма, фрейдизма и др. Исследовались также вопросы истории религии (Н. М. Никольский), причины существования религ. пережитков.

В 1931 создаётся Ин-т философии АН БССР, расширяется подготовка филос. кадров. Выходят новые учебники по философии (Б. Э. Быковский, С. Я. Вольфсон). Особое внимание уделяется проблемам ленинского этапа в развитии марксистской философии, соотношению интернационального и нац. моментов в культурном строительстве (И. М. Ильюшин). Издаются работы по вопросам науч. атеизма, семейно-брачных отношений, ведётся критика бурж. идеологии, в особенности идеологии фашизма.

После Великой Отечеств. войны в Б. начался быстрый рост филос. кадров; в послевоенные годы в Б. было только 6 канд. филос. наук, а к 1970 в н.-и. учреждениях и уч. заведениях работало 12 докторов и 138 канд. филос. наук. В Ин-те философии и права АН БССР, на кафедрах вузов изучаются ленинское филос. наследие, проблемы коммунис-тич. строительства и междунар. коммунистич. движения, закономерности становления коммунистич. общества (В. И. Панкратов и др.), ведётся критика бурж. идеологии и ревизионизма (В. М. Сикор-ский, В. И. Степанов, Г. П. Давидюк, И. И. Антонович). Изданы работы по вопросам социального предвидения и прогресса, нац. культуры, изменения классовых отношений, истории социологии (акад. Г. Ф. Александров, Ю. А. Васильев, К. П. Буслов, А. И. Головнёв и др.). Впервые в СССР издана монография "О „Философских тетрадях" В. И. Ленина" (1959). Исследуются проблемы диалектики (Г. А. Левин, В. М. Ковалгин, В. И. Горбач, В. Д. Морозов, Д. И. Широканов и др.). Опубликованы работы по вопросам происхождения сознания, проблемам науч. познания (П. Ф. Протасеня, П. Д. Пузиков, Л. В. Уваров). По истории философии проведены исследования мировоззрения К. Калиновского, Ф. Скорины, С. Полоцкого, Ф. Богушевича, А. Гуриновича, а также периода распространения марксизма в Б. (И. Н. Лущицкий, Н. А. Алек-сютович, Э. К. Дорошевич, О. И. Ефремова, С. А. Подокшин, В. М. Конон, В. А. Сербента и др.). Опубликованы работы по истории рус. и заруб. философии (М. Т. Иовчук, В. И. Степанов, Е. К. Азаренко), о распространении марксизма в Польше (А. С. Клевченя). Исследуются филос. проблемы естествознания - физики, биологии, кибернетики (А. С. Карлюк, И. И. Жбанкова, Э. В. Волкова, Н. И. Жуков и др.). Ряд философов работает в области атеизма (Е. С. Прокошина, Е. М. Бабосов, В. А. Молоков), этики и эстетики (С. Д. Лаптёнок, Н. И. Крюковский), конкретных социологич. исследований (в 1967 при БГУ создана социологич. лаборатория). А. А. Бирало, С. И. Деришев.

Подробнее...


Искать: « АКАДЕМИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК » во всех доступных словарях и справочниках
Большая Советская Энциклопедия
Copyright © 2019    ·    О проекте: «Рефераты, Энциклопедии, Словари On-Line»    ·