Большая Советская Энциклопедия


Поисковый запрос:

Советская педагогика. После победы Окт. революции 1917 пути развития народного образования и связанные с этим задачи сов. педагогики были определены Программой Коммунистической партии, принятой 8-м съездом (1919). Выступления Ленина в первые послереволюц. годы содержали решения сложных вопросов: о связи политики с педагогикой, о пролет, культуре и отношении рабочего класса к культурному наследству и др. Ленин определил сущность коммунистич. морали. В социалистич. обществе у подрастающего поколения должно быть сформировано материалистич. мировоззрение, выработаны коммунистич. убеждения и высокие нравственные качества; средства для достижения этой цели - широкое науч. образование на политехнич. основе, связь обучения с производит, трудом, активное участие молодёжи в практике строительства нового общества. Претворяя в жизнь марксистско-ленинские демократические принципы воспитания и образования, сов. педагогика главное внимание уделила разработке основ построения единой трудовой политехнич. школы, определению содержания обучения и воспитания в ней, отысканию путей и методов активизации уч.-воспитат. работы, проблемам воспитывающего коллектива (Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, П. Н. Лепешинский, М. Н. Покровский и др.). Работу в этой области возглавляла Н. К. Крупская, видный педагог-марксист, к-рая внесла большой вклад в разработку проблем детского коммунистич. движения, дошкольного воспитания, политехнич. образования и трудового обучения, массовой политико-просветит. работы со взрослыми и др.

Первые годы развития сов. школы и педагогики отмечены смелыми поисками новых форм и методов уч.-воспитат. деятельности, к-рые в целом давали плодотворные результаты. Вместе с тем имели место серьёзные ошибки: некритич. отношение к новым буржуазным теориям, случаи вульгаризации марксистских идей, переоценка значения личного опыта детей, их практич. деятельности, недооценка научного образования, овладения теоретич. знаниями, сведение деятельности учителя к функциям консультанта учащихся и др. В нач. 30-х гг. Коммунистич. партия и Сов. пр-во приняли ряд постановлений, определивших коренную перестройку процесса уч.-воспитат. работы в сов. общеобразовательной школе (см. раздел Народное образование). Перед школой была поставлена задача дать каждому учащемуся науч. образование на основе твёрдо зафиксированного в уч. планах и программах объёма и уровня знаний по гуманитарным и естеств.-науч. дисциплинам. В постановлениях осуждены попытки некритич. использования «новаторских» систем и методов обучения. Классно-урочная система организации уч. работы признана основной.

В 20-х - 1-й пол. 30-х гг. получила распространение точка зрения, согласно к-рой педагогика может дать учителю лишь эмпирич. рекомендации, а теоретически обосновать их призвана «наука о детях» - педология. Идеалистич. и механистич. установки педологии, её антипсихологизм отрицательно сказались на развитии психологии и педагогики и причинили большой вред школе. Пренебрежительное отношение к педагогике было осуждено партией [пост. ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов», 1936], однако одностороннее понимание критики педологич. ошибок привело к тому, что в течение длит, времени недооценивалась важность применения психологич. методов изучения детей.

В 30-е гг. активно разрабатывались проблемы сов. дидактики, методологии, основой к-рой стала ленинская теория отражения. Признана необходимость использования разнообразных методов обучения в зависимости от содержания образования, уровня знаний учащихся и дидактич. задач.

Выдающимся достижением сов. педагогики явилась система воспитания, созданная А. С. Макаренко. В его трудах разработана теория организации и деятельности дет. коллектива, получили детальное освещение такие вопросы, как опора на положительное в характере и личности воспитанника, усиление эффективности воспитания при одновременном воздействии педагога и коллектива воспитанников, воспитание в труде и др.

Развитие сов. педагогики связано с именами таких видных педагогов, авторов науч. исследований, учебников для высшей школы, как Ш. И. Ганелин, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, Л. В. Занков, И. Т. Огородников, А. П. Пинкевич, М. Н. Скаткин, С. Г. Шаповаленко (дидактика); Н. И. Болдырев, Н. К. Гончаров, И. А. Каиров, Э. И. Моносзон, И. Ф. Свадковский, В. А. Сухомлинский (теория и методика воспитания); А. Э. Измайлов, И. К. Кадыров, Н. А. Константинов, Ф. Ф. Королёв, А. А. Курбанов, Д. О. Лордкипанидзе, Е. Н. Медынский, М. М. Мехти-заде, В. 3. Смирнов, С. Р. Раджабов, С. X. Чавдаров (история педагогики) и др. Обобщению и систематизации достижений сов. педагогики способствовал выпуск пед. энциклопедич. изданий («Педагогическая энциклопедия», т. 1-3, 1927-29; «Педагогический словарь», т. 1-2, 1960; «Педагогическая энциклопедия», т. 1-4, 1964-68). За годы Сов. власти подготовлены науч. издания пед. сочинений мн. выдающихся мыслителей прошлого, внёсших вклад в создание фундамента пед. науки (Коменского, Дистервега, Локка, Песталоцци, Гербарта, Фурье, Оуэла, Белинского, Герцена, Чернышевского, Добролюбова, Писарева, Ушинского, Лесгафта и др.). Вместе с тем критич. анализу подвергнуты осн. течения в бурж. педагогике (новое воспитание, трудовая школа, прагматизм, экспериментальная педагогика и др.).

Главное направление совр. пед. исследований - отыскание оптимальных путей формирования всесторонне и гармонически развитой личности, разработка вопросов, связанных с идейно-политич. и нравственным воспитанием молодёжи, с формированием у неё коммунистич. мировоззрения. Сов. педагогика обосновывает пути развития содержания образования, приводит его в соответствие с потребностями развитого социалистич. общества. Для эпохи науч.-технич. революции характерно быстрое приращение знаний во всех областях науки, что влечёт за собой расширение объёма науч. образования, к-рое должна давать ср. школа. В связи с этим разрабатываются новые принципы и критерии отбора содержания общего образования: проблемы укрупнения единиц усвоения, генерализации знаний применительно к нуждам общего образования, усиление его системности и теоретичности, последовательное проведение принципа политехнизма как одного из ведущих критериев отбора науч. материала, подлежащего изучению, и т. п. В области организации уч. работы ведутся поиски путей активизации уч-ся, развития их самостоятельности и инициативы в процессе овладения знаниями. В связи с этим проводятся модернизация классич. формы урока посредством введения в его структуру различных видов групповой и индивидуальной работы уч-ся при сохранении руководящей роли учителя, а также исследования, направленные на усовершенствование средств и методов обучения для максимального развития у уч-ся познавательных интересов и способностей, формирования у них умений рационализировать свой труд. Значит, внимание уделяется выработке системы трудового воспитания и профориентации учащихся. Расширились исследования по общей, пед. и социальной психологии, по педагогике и психологии проф.-технич. образования, возрастной физиологии, дефектологии, психо-физиологич. проблемам дошкольного воспитания. Продолжается работа в области изучения истории школы и пед. мысли народов СССР.

Академия педагогических наук СССР, научно-исследоват. ин-ты педагогики союзных республик, кафедры педагогич. вузов имеют тесные творч. связи с научными педагогич. учреждениями социалистич. стран: идёт постоянный обмен планами науч. исследований, организуются совместные двусторонние и многосторонние исследования, проводятся конференции и симпозиумы и др.; сов. учёные-педагоги ведут разработку проблем развития школы и педагогики социалистич. стран, развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки.

Н.-и. работа в области педагогики ведётся в н.-и. ин-тах АПН СССР (в 1943-66 АПН РСФСР), министерств просвещения (нар. образования) союзных республик, Всесоюзном н.-и. ин-те профтехобразования Гос. Комитета Сов. Мин. СССР по профтехобразованию, в НИИ проблем высшей школы. Ещё в 20-х гг. Наркомпросом РСФСР были созданы в Москве н.-и. ин-ты методов школьной работы (1922), методов внешкольной работы (1923), науч. педагогики при 2-м МГУ (1926), в Ленинграде - Ин-т науч. педагогики (1924). В 1931 в Москве осн. Ин-т политехнич. образования (в 1937 преобразован в Ин-т ср. школы). В 1938 все н.-и. ин-ты пед. профиля были объединены в Ин-т школ Наркомпроса РСФСР. За годы Сов. власти сложилась система н.-и. пед. учреждений, охватившая все союзные республики. Во 2-й пол. 20-х гг. пед. н.-и. учреждения открылись на Украине (1926), в Белоруссии (1928), Грузии (1929), Узбекистане (1929), в 30-50-х гг.- во всех др. союзных республиках. См. Педагогические институты научно-исследовательские.

Периодические издания: журналы «Советская педагогика» (с 1937), «Вопросы психологии» (с 1955); науч.-ме-тодич. журн.: «Дефектология» (с 1969); «Известия АПН» (с 1945), периодич. сборники «Новые исследования в педагогических науках» и др. А. И. Пискунов, М.Ф.Шабаева.

Подробнее...


Искать: « АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК РСФСР » во всех доступных словарях и справочниках
Большая Советская Энциклопедия
Copyright © 2019    ·    О проекте: «Рефераты, Энциклопедии, Словари On-Line»    ·