Большая Советская Энциклопедия


Поисковый запрос:

Литературоведение в России всегда было тесно связано с ист.-лит. процессом, обществ, жизнью страны. На ранних стадиях оно не имело самостоят, значения. В 17-18 вв. получают распространение школьные пособия, пиитики и риторики (в т. ч. Ф. Прокоповича), а также "служебные" жанры: библиографич. описи, перечни книг. Появляются словари писателей ("Опыт исторического словаря о российских писателях" Н. И. Новикова, 1772). В трактатах по риторике шло накопление знаний по теории лит-ры и стилистике. Собственно теоретич.

осмысление художеств, практики первоначально в значит, мере связано с обсуждением проблем стихосложения (трактаты М. В. Ломоносова, В. К. Тредиаковского, А. П. Сумарокова). В нач. 80-х гг. 18 в. создана академия Российская, преобразованная в 19 в. в Отделение рус. языка и словесности АН. В нач. 19 в. формирование ист. концепций лит-ры и языка проходило в борьбе против нормативно-иерархич. методологии (полемика Н. М. Карамзина и А. С. Шишкова). Карамзин впервые в России ввёл постоянный отдел критики и библиографии в журнале.

Основы точных лингвистич. и палеографич. знаний заложил А. X. Востоков, изучение рус. древностей начал А. Л. Шлёцер. Первые сочинения по теоретич. вопросам носили нормативно-умозрительный характер ("Опыт науки изящного" А. И. Галича, 1825). Дальнейшее развитие эстетич. проблемы литературоведения получили в работах т. н. филос. направления (Д. В. Веневитинов, И. Ф. Одоевский, Н. И. Надеждин). В 1-й трети 19 в. бурно развивалась лит. критика, к-рую В.Г. Белинский определил как "движущуюся эстетику". Потребность в осмыслении совр. лит-ры вызвала к жизни жанр критич. обозрения (в числе первых - А. А. Бестужев, И. В. Киреевский, затем Белинский). На страницах журналов интенсивно освещались ист.-лит. методологич. и теоретич. проблемы. Лит. критика при этом далеко выходила за рамки лит-ры, поднимая острые обществ.-филос. вопросы. Большое значение в становлении и развитии литературоведения имела критич. деятельность самих писателей: А. С. Пушкина, А. И. Герцена, Н. В. Гоголя, позднее Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и др. Пушкину, в частности, принадлежит мысль о первостепенной роли "способа изложения исторического". Это было тем зерном, из которого развились затем методологические начала науки о литературе.

Наряду с трудами по теории создаются первые ист.-лит. работы - "учебные книги", "опыты", "очерки" Н. И. Греча, Н. А. Полевого, С. П. Шевырёва, позднее А. В. Никитенко, отмеченные эмпиричностью.

В работах Белинского определился решительный поворот к вопросам современности и нац. своеобразия лит-ры. Выдвинув мысль об ускоренном развитии рус. лит-ры, Белинский рассмотрел её соотношение с другими нац. лит-рами, наметил периоды и внутр. логику её движения. Он сформулировал основы реалистич. иск-ва и создал систему теоретич. взглядов, ведущую к матер иалистич. объяснению лит-ры. Переосмыслив принцип единства содержания и формы, разработанный в эстетике Г. Гегеля, Белинский обосновал тезис о "пафосе художественности" в его связи с "пафосом социальности". Образцом сочетания эстетич., исторического и критич. подхода к иск-ву стали статьи Белинского о Пушкине.

Продолжая сделанное Белинским, Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов отстаивали принципы историзма, народности и реализма. Выработка новых концепций проходила в острых идейных столкновениях и критич. дискуссиях. Чернышевский и Добролюбов выдвинули на первый план проблемы отношения искусства к действительности, сущности типического, обществ, функции эстетического идеала. В эстетике революц. демократов оформилась материалистич. концепция иск-ва и реальной критики. "Очерки гоголевского периода русской литературы" Чернышевского были следующим шагом в создании ист. концепции развития лит-ры. Но в целом принцип историзма был ещё подчинён просветит, взглядам на лит-ру. Это подчас уводило от историзма к однозначным и схематичным суждениям, получившим крайнее выражение в критике Д. И. Писарева (ст. "Пушкин и Белинский").

Критикуя просветит. методологию, А. А. Григорьев, Н. Н. Страхов и отчасти Достоевский решали проблемы историзма и нац. своеобразия рус. лит-ры с позиций славянофильства (см. Славянофилы) и почвенничества.

Во 2-й пол. 19 в. дедуктивный подход к лит-ре уступил в значит, мере индуктивным методам: стали складываться более определённые направления науч. исследования. От общего понимания историзма наука о лит-ре обращается к конкретному изучению лит. процесса. Начинается интенсивное изучение рус. фольклора и др.-рус. лит-ры, их взаимодействия (Ф. И. Буслаев), оформляется ист. критика и текстология (А. А. Шахматов). Много было сделано для изучения памятников др.-рус. лит-ры, летописей, Русской правды, "Слова о полку Игореве". Широко публикуются ист. материалы в журналах "Русский архив", "Русская старина".

В кон. 19 в. в рус. литературоведении выделялись школы: культурно-историческая (Н. С. Тихонравов, А. Н. Пыпин), мифологическая (Буслаев, А. Н. Афанасьев) и сравнительно-историческая (А. Н. Веселовский). Проводилась работа в области изучения психологии и социологии творчества (Н. А. Котлярев-ский, Д. Н. Овсянико-Куликовский); исследовались художеств. специфика лит-ры, место, занимаемое ею среди др. форм мышления, проблемы поэтики, стиля, языка (А. А. Потебня, В. Н. Перетц).

Эти школы, много сделавшие для выработки науч. методов, были обособлены от текущего лит. процесса. Оставаясь в русле позитивизма, представители культурно-ист, школы искали в истории лит-ры психологию народа (Пыпин). Изучение "филиации идей" сторонниками сравнительно-ист, школы вело подчас к поверхностному компаративизму, а закономерности развития лит-ры сводились к эволюционизму.

В условиях нарастания общественно-революционного движения к нач. 20 в. происходят поляризация и размежевание научных взглядов. С одной стороны, оформляются идеалистические концепции (В. С. Соловьёв, Д. С. Мережковский, В. В. Розанов, Вяч. И. Иванов), с другой - вырабатывается социальный подход к искусству, возникает марксистское направление в литературоведении (Г. В. Плеханов, А. В. Луначарский, В. В. Боровский). В работах В. И. Ленина формируется идея партийности лит-ры, изучение лит. процесса ставится в связь с освободит, движением (статья о Герцене), ведётся с учётом идейно-художеств. содержания творчества (статьи о Л. Н. Толстом). На основе марксистской методологии возникают новые возможности понимания лит. явлений в ист., социальном и эстетич. аспектах; принципиальное значение приобретает учение о диалектич. единстве содержания и формы. Огромную роль в формировании социалистич. культуры сыграли ленинские суждения о рус. классич. лит-ре, о наследии классиков.

После Октябрьской революции 1917 начинается интенсивное массовое издание произведений классич. лит-ры, текстологическая и комментаторская работа, вырабатываются принципы "критики текста". Создаётся уникальное издание "Литературное наследством, публикующее материалы и исследования о рус. и зап.-европ. лит-pax, эстетич. работы классиков марксизма (вышло к кон. 1975 ок. 90 тт. этого издания). Свой вклад в публикацию малодоступных текстов вносит также серия "Литературные памятники". Изданы полные академич. собрания соч. Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Белинского, Тургенева, Герцена, Маяковского, издаются соч. Некрасова, Достоевского, Чехова, М. Горького.

Марксистская критика и литературоведение, заявившие о себе ещё в предреволюц. период (А. В. Луначарский, П. И. Лебедев-Полянский, В. М. Фриче, П. Н. Сакулин, Н. К. Пиксанов), исследовали обществ, аспекты художеств, творчества, проблемы творч. метода, мировоззрения, методологии. Наряду с этим велось исследование поэтики, лит. стилей и языка лит-ры. В 20-е гг. сказалось прямолинейное противопоставление "социально-генетич." и формалистич. подходов к изучению литературы. Это привело к односторонней интерпретации литературы представителями ОПОЯЗа, с одной стороны, и вульгарного социологизма- с другой.

По инициативе М. Горького в 1932 создан Ин-т мировой лит-ры АН СССР. Активизировал свою деятельность Ин-т рус. лит-ры (Пушкинский дом). Для развития сов. науки о лит-ре важное значение имели работы академиков А. С. Орлова, Н. И. Конрада, В. Ф. Шишма-рёва, В. В. Виноградова, В. М. Жирмунского, М. П. Алексеева, Д. С. Лихачёва, М. Б. Храпченко. Сов. литературоведение, тесно связанное с эстетикой, философией, социологией, историей, психологией, концентрирует свои усилия в области изучения отношения иск-ва к действительности, методологии исторического и социального анализа, ведёт комплексное исследование художеств. творчества. Центр, место занимает разработка таких категорий, как партийность, народность лит-ры, творч. метод и особенно метод социалистического реализма. По-новому осмысляется творчество Пушкина, Некрасова, Достоевского, Чехова, революц. демократов, классиков зарубежной лит-ры и многонац. сов. лит-ры. Преодоление разрыва в изучении идейного содержания и художеств, формы приводит к созданию крупных трудов по истории и теории лит-ры. В 60- нач. 70-х гг. проведены дискуссии о реализме, о проблемах гуманизма в лит-ре; ряд всесоюзных конференций по актуальным проблемам социалистич. реализма. Первостепенное значение получил принцип историзма в решении теоретич. проблем и проблем истории лит-ры. Особое место в совр. литературоведении занимают работы семантич. и структуралистского направлений, давшие определённые результаты в области фольклора, изучения архаич. текстов.

Заметному оживлению лит. критики и литературоведения в нач. 70-х гг. способствовало пост. ЦК КПСС "О литературно-художественной критике" (1972), в к-ром намечены меры по активизации критич. мысли, определена её роль в развитии сов. многонац. лит-ры.

См. также том СССР, раздел Наука.

Лит.: Маркс К. иЭнгельс Ф., Об искусстве, т. 1 - 2, М., 1967; Ленин В. И., О литературе и искусстве, 4 изд., М., 1969; В е с е л о в с к и и А. Н., О методе и задачах истории литературы как науки, в его кн.: Историческая поэтика, Л., 1940; Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении, [т. 1 - 3], М., 1962-65; ТимофеевЛ. И., Основы теории литературы, 4 изд., М., 1971; Советское литературоведение и критика. Русская советская литература. (Общие работы). Книги и статьи 1917 - 1962 гг. Библиографический указатель, М., 1966, [кн. 2], Книги и статьи 1963- 1967гг., М., 1970. Н.К.Гей.

Подробнее...


Искать: « Понятие Большая Советская Энциклопедия » во всех доступных словарях и справочниках
Большая Советская Энциклопедия
Copyright © 2017    ·    О проекте: «Рефераты, Энциклопедии, Словари On-Line»    ·