Большая Советская Энциклопедия


Поисковый запрос:

Естественные и технические науки в 18 в. Экономич., воен. и политич. преобразования, начавшиеся на рубеже 17- 18 вв., резко повысили потребность в специалистах, в науч. и технич. знаниях. Под рук. Петра I (при активном участии Я. В. Брюса, В. Н. Татищева, Ф. Прокоповича и др.) была проведена система мероприятий, способствовавших развитию спец. образования в России: организованы спец. уч. заведения в Москве - Пушкарская школа на Пушечном дворе (1701), Школа математических и навигацких наук (1701), госпитальная мед. школа (1707), Инженерная школа (1712); в Петербурге - Морская академия (1715), Инженерная школа (1719), медико-хирургич. школа (1733); на Урале - горнозаводские школы (с 1721) и др. В 1700 основана гос. горно-разведочная служба во главе с Приказом рудных дел (с 1719- Берг-коллегия). В 1714 в Петербурге создан Аптекарский огород (с 1823 - ботанический сад) и основан первый рус. естеств.-науч. музей - Кунсткамера. По указанию Петра I при непосредств. участии Брюса было налажено издание науч.-технич. литературы: в 1703 вышли первый печатный учебник - "Арифметика" Л. Ф. Магницкого и "Таблицы логарифмов", в 1708 - первая набранная новым, гражд. шрифтом "Геометрия славенски землемерие. Приёмы циркуля и линейки" (перевод с нем. Брюса, отредактирована Петром I); выпускались многочисл. руководства (чаще переводные) по архитектуре, фортификации, артиллерии, кораблестроению, геометрии, астрономии и др. В 1722 вышло первое рус. уч. пособие по механике "Наука статическая или механика" Г. Г. Скорнякова-Писарева. При новых уч. заведениях создавались библиотеки, в 1714 осн. первая гос. библиотека (ныне Библиотека Академии наук СССР). При содействии Петра I и Брюса началось изготовление науч. приборов и инструментов, в т. ч. оптических. В 1720 -27 при Берг-коллегии организована хим. лаборатория.

Интенсивно изучалась территория страны. В 1699 адмирал К. Крюйс провёл инструм. съёмку Азовского м. и Дона. В 1714-15 экспедицией под рук. А. Бековича-Черкасского составлена рукописная карта вост. побережья Каспийского м., на основе которой К. Верден и Ф. И. Соймонов составили первую достоверную карту Каспийского м. (издана в 1720). В 1719-21 И. М. Евреинов и Ф.Ф. Лужин составили подробную карту Камчатки и Курильских о-вов. В 1720-27 состоялась экспедиция в Сибирь под рук. Д. Г. Мессершмидта; в 1725-30-1-я Камчатская экспедиция В. И. Беринга и А. И. Чирикова; в 1733-43-2-я Камчатская (Вел. Северная) экспедиция (ок. 2 тыс. чел.), мор. частью к-рой руководили Беринг и Чириков, сухопутной - И. Г. Гмелин и Г. Ф. Миллер (среди участников - С. П. Крашенинников и Г. В. Стеллер; см. в статьях Географические открытия, Азия, раздел История географических исследований). В 1734 И. К. Кирилов издал первый рус. печатный географический "Атлас Всероссийской империи". Значит, географич. труды принадлежат В. Н. Татищеву.

Интересы развивающегося гос-ва требовали резкого повышения уровня подготовки специалистов и развития науч. исследований. Для решения этих проблем в 1724 была учреждена Академия наук, к-рая совмещала функции н.-и. учреждения и высшего уч. заведения (см. Российская академия наук). Деятельность АН сыграла большую роль в прогрессе отечественной науки, распространении научных знаний. Появились значит, исследования, основанные на атомистич. представлениях о веществе, на принципе сохранения вещества и движения. Интенсивно разрабатывался математич. аппарат механики, развивался эксперимент, систематически изучалась Земля, её флора и фауна. Целую эпоху в истории рус. науки составила деятельность М. В. Ломоносова, органически сочетавшего широкий филос. подход с решением конкретных практич. задач. Труды Ломоносова охватили почти все отрасли знания, он оказал большое влияние на прогресс науки и образования в стране. Математика и механика развивались трудами Л. Эйлера, а также Н. и Д. Бернулли, Я. Германа, X. Гольдбаха, позже - С. К. Котельникова, С. Я. Румовского, И. А. Эйлера, Ф. И. Шуберта, астрономич. исследования плодотворно вели Ж. Н. Делиль, Л. Эйлер, А. Д. Красильников, С. Я. Румовский, А. И. Лексель, П. Б. Иноходцев. Благодаря централизации и чёткой организации астро-номо-геодезич. работ Россия, не имевшая в нач. 18 в. ни одной карты с градусной сеткой, к сер. 18 в. располагала картами, основанными на астропунктах, число к-рых было больше, чем в др. европ. странах. Физика развивалась трудами Ломоносова, Г. В. Рихмана, Ф. У. Т. Эпинуса, Л. Эйлера. Химия благодаря фундаментальным работам Ломоносова приобрела прочную науч. основу. Разнообразные задачи технич. химии решали Э. Лаксман, В. М. Севергин, Я. Д. Захаров, А. А. Мусин-Пушкин, оригинальные исследования провёл Т. Е. Ловиц. В результате академич. экспедиций 1768-74 (П. С. Паллас, И. И. Лепёхин, С. Г. Гмелин, И. А. Гильденштедт, И. Г. Георги, Н. Я. Озерецковский, В. Ф. Зуев) был собран большой геол., геогр. и биол. материал. С 80-х гг. началось составление геол. карт. В России работал К.Ф. Вольф, основоположник науч. эмбриологии. Развивались микроскопич. исследования (М. М. Тереховский, А. М. Шумлянский, Д. С. Самойлович). А. Т. Болотов заложил основы рус. агрономич. науки. Разрабатывались мед. и организац. меры борьбы с инфекциями (Д. С. Самойлович); изучались демографии, проблемы, выдвигались предложения по сокращению смертности, особенно детской, улучшению родовспоможения и ухода за новорождёнными (М. В. Ломоносов, С. Г. Зыбелин, Н. М. Амбодик-Максимович и др.).

Развивалась технич. мысль. А. К. Нартов построил ряд токарно-копиров. станков с суппортом, станки для обработки каналов стволов и цапф пушек, предложил новые способы их отливки, создал (1741) скорострельное орудие из 44 3-фунтовых мортирок. Многочисл. изобретения в области прикладной механики и мостостроения принадлежат И. П. Кулибину. И. И. Ползунов создал в 1763- 1765 на Барнаульском з-де теплосиловую установку. К. Д. Фролов в 1783-89 построил на рудниках Алтая гидросиловую установку.

Во 2-й пол. 18 в., особенно в последней его трети, расширилась подготовка специалистов, увеличился выпуск уч. лит-ры. В 1755 был осн. Моск. ун-т, в 1773 - Горное училище в Петербурге (ныне - Ленинградский горный институт), в 1779 - Землемерная школа в Москве (позже - Межевой институт), в 1798- Медико-хирургич. академия в Петербурге. В 1765 возникло первое рус. науч. об-во - Вольное экономическое общество, способствовавшее разработке науч. основ агрономии, усовершенствованию и созданию с.-х. орудий.

Естественные и технические науки в 19 в. (до 60-х гг.). 1-я пол. 19 в.- период подготовки к переходу от науки, ограничивающейся гл. обр. описанием и систематизацией предметов и явлений, к науке, изучающей процессы, вскрывающей законы и взаимодействия; период кризиса метафизич. мировоззрения, когда на смену механич. картине мира шли представления, основанные на принципах сохранения и превращения энергии, на учении об ист. развитии Земли и органич. мира. В России метафизич. мировоззрение было составной частью феод.-крепостнич. идеологии, развенчание к-рой стало первоочередной задачей прогрессивной рус. мысли. Наблюдался глубокий интерес к принципиальным мировоззренч. проблемам естествознания. В 1-й пол. 19 в. наука развивалась в условиях глубоких социально-экономич. противоречий: формирование капиталистич. уклада требовало расширения изучения природных ресурсов и их применения, развития науч. знаний, но отсталая экономика препятствовала расширению науч. исследований.

В 1-й пол. 1Э в. были созданы ун-ты в Казани, Петербурге и др.; с 1804 начали создаваться физико-матем. ф-ты, разделённые в 1834 на физико-матем. и естеств. отделения. В 1819 введены учёные степени магистра и доктора наук, для занятия должностей в ун-тах стала обязательной защита соответствующих диссертаций. В Петербурге организованы уч. ин-ты: лесной (1803), корпуса инженеров путей сообщения (1809), практич. технологии. (1828); арт. и инж. академии (1855); возобновил работу Главный педагогический институт (1828). При ун-тах и др. высших уч. заведениях создавались обсерватории, хим. лаборатории, физ. кабинеты, оотанич. сады и др.; несмотря на крайний недостаток материальных средств, развивались научные исследования. Возникали науч. об-ва: Моск. об-во испытателей природы (1805), Минералогич. об-во (1817), Моск. об-во с. х-ва (1820), при к-ром в 1822 учреждены школа и опытный хутор, ставшие базой Петровской земледельческой и лесной академии (1865), Рус. геогр. об-во (1845) и др. Создавались науч.-адм. органы при Военном (воен.-топографич. депо) и Морском (гидрографич. управление) мин-вах, Мин-ве финансов (депо образцовых мер и весов, 1842), горном и с.-х. ведомствах (учёные комитеты).

Осн. науч. центром был Петербург, где работали: математики М. В. Остроградский, В. Я. Буняковский, развивавшие матем. анализ, матем. физику и др. разделы математики и механики, и начал свою деятельность основатель петерб. матем. школы П. Л. Чебышев; первый директор основанной в 1839 Пулковской обсерватории В. Я. Струве, автор классич. работ по астрономии; В. В. Петров, открывший электрич. дугу; Э. X. Ленц и Б. С. Якоби, много сделавшие для развития учения об электромагнетизме; Г. И. Гесс, установивший осн. закон термохимии; А. А. Воскресенский, Н. Н. Зинин, Ю. Ф. Фрицше, положившие начало органической химии в России; эмбриолог и анатом X. Пандер; основатель сравнит, эмбриологии К. М. Бэр; автор классических трудов по хирургии и анатомии, основоположник воен.-полевой хирургии Н. И. Пирогов, анатом П. А. Загорский, хирург И. Ф. Буш, анатом и хирург И. В. Буяльский и др.

В Моск. ун-те работали основатель моек. школы аналитич. механики Н. Д. Брашман; астрономы А. Н. Дра-шусов, Б. Я. Швейцер, Ф. А. Бредихин; метеоролог и климатолог М. Ф. Спасский; геолог Г. Е. Щуровский; хирург, анатом и физиолог Е. О. Мухин, терапевт М. Я. Мудров, терапевт и философматериалист И. Е. Дядьковский, хирург Ф. И. Иноземцев; физиологи А. М. Фи-ломафитский, В. А. Басов, И. Т. Глебов и др. В 40-50-е гг., когда усилилась политич. реакция и идея развития природы рассматривалась как подрывающая основы не только религии, но и гос-ва, целостное учение о развитии мира разрабатывал и широко популяризировал К. Ф. Рулье, вокруг него в нач. 50-х гг. сложилась первая в мировой додарвиновской биологии школа зоологов-эволюционистов (Н. А. Северцов, А. П. Богданов, Я. А. Борзенков, С. А. Усов и др.).

В Казанском ун-те работали: создатель неевклидовой геометрии Н. И. Лобачевский; астрономы И. И. Литтров, И. М. Симонов, М. А. Ковальский; основатель казанской школы химиков Н. Н. Зинин, автор основополагающих работ по органич. синтезу; исследователь платиновых металлов К. К. Клаус, открывший в 1844 рутений; зоолог Э. А. Эверсман и др. В Дерптском ун-те начал свою деятельность Струве, руководивший в 1818-38 обсерваторией университета.

В 1-й пол. 19 в. было совершено ок. 40 кругосветных плаваний, в к-рых участвовали астрономы, физики, биологи и др. Одним из стимулов организации экспедиций была необходимость постоянной связи с возникшими в кон. 18 в. рус. поселениями на Аляске и Алеутских о-вах и трудностями сухопутного сообщения с ними через Сибирь. В плаваниях И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского (1803-06), В. М. Головкина (1807-09, 1817-19), О. Е. Коцебу (1815-18, 1823-26), Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева (1819-21), М. Н. Васильева и Г. С. Шишмарёва (1819-22), Ф. П. Литке (1826-29) и др. открыты сотни островов, Антарктида (1820), собраны ценные океанологич., геофизич., биол., этнографич. материалы. Продолжались исследования Арктики, Аляски (см. в ст. Северная Америка, раздел История географических исследований), Д. Востока (Г. И. Невельской, 1848-55), Сибири (А. Ф. Миддендорф, 1842-45), Алтая (П. А. Чихачёв, 1842), Аральского м. (А. И. Бутаков, 1848-49) и Каспийского м. (К. М. Бэр, 1853-56).

В 1801-04 издана т. н. "столистовая карта" России в масштабе 20 вёрст в 1 дюйме; в 1839 составлена 10-вёрстная карта Зап. России. В 1816-55 проведены рус.-швед, градусные измерения дуги меридиана длиной ок. 25°20' - от устья Дуная до берегов Сев. Ледовитого океана (Струве, К. И. Теннер). Организовывались геол. исследования Донецкого горного кряжа (Е. П. Ковалевский, 1829), Подмосковного угольного бассейна (Г. П. Гельмерсен, Г. Д. Романовский, 1840-50-е гг.), Кавказа (Г. В. Абих, 1847-76), Урала и Алтая (Г. Е. Щуровский, 1838, 1844), Забайкалья, Сибири и др. Были составлены геол. карты Европ. России (Н. И. Кокшаров, 1840; Г. П. Гельмерсен, 1841). На средства рус. пр-ва были организованы экспедиции нем. учёного А. Гумбольдта (1829, Урал, Алтай, Ср. Азия) и англ, геолога Р. Мурчисона (1840, Европ. Россия; 1841, Урал). Выходили труды по минералогии (В. М. Севергин, А. М. Теряев, Д. И. Соколов), биостратиграфии и палеонтологии (X. Пандер, П. М. Языков, Э. И. Эйхвальд) и др.

Развивалась электротехника (П. Л. Шиллинг, Б. С. Якоби), металлургия (П. Г. Соболевский, И. И. Любарский, П. П. Амосов, П. Р. Багратион, И. М. Обухов, В. С. Пятов), ракетное дело (А. Д. Засядко, К. И. Константинов), мостостроение (С. В. Кербедз), ж.-д. дело (Н. О. Крафт, П. П. Мельников); П. К. Фролов построил в 1806-09 конно-чугунную дорогу, Е. А. и М. Е. Черепановы в 1833- первый в России паровоз. В 1812 введены привилегии, охранявшие права изобретателей в России.

Естественные и технические науки в 1861 -1917. Быстрый рост капитализма после отмены крепостного права в 1861 обусловил, особенно в последней трети 19 в., бурное развитие производит, сил. Возникли условия для подъёма естеств. и технических наук. Русские учёные внесли выдающийся вклад в решение коренных проблем естествознания 2-й пол. 19 в. В 1861 А. М. Бутлеров создал теорию хим. строения, послужившую теоретич. основой хим. синтеза. В 1863 труд И. М. Сеченова "Рефлексы головного мозга" открыл новую эпоху в физиологии мозга - материалистич. понимание высшей нервной деятельности. В 60-х гг. А. О. Ковалевский создал эволюц. эмбриологию, В. О. Ковалевский - эволюц. палеонтологию. В 1869 Д. И. Менделеев открыл периодич. закон хим. элементов, ставший основой атомной физики и химии в 20 в. С 60-х гг. началась науч. деятельность К. А. Тимирязева, внёсшего крупный вклад в учение о фотосинтезе и выступившего с блестящей защитой дарвинизма. В 1883 вышел классический труд В. В. Докучаева "Русский чернозём", в котором были заложены основы генетического почвоведения. Формировались многие научные школы, сыгравшие значительную роль в распространении и дальнейшем развитии научных идей, особенно в химии, биологии и математике.

В Казани ученик Бутлерова А. М. Зайцев разработал методы синтеза предельных и непредельных спиртов; начали свою деятельность ученики Зайцева - Е. Е. Вагнер, А. Е. Арбузов и др.; сформировался виднейший последователь Бутлерова В. В. Марковников, перешедший в 1873 в Моск. ун-т, где создал науч. школу, развивавшую далее бутлеровскую теорию хим. строения и внёсшую большой вклад в изучение состава кавк. нефти. Ученики Марковникова - М. И. Коновалов, Н. Я. Демьянов и Н. М. Кижнер открыли реакции, позволившие получить много новых органич. соединений и послужившие основой для совр. тонкого органич. синтеза. Новым этапом в химии ацетиленовых углеводородов были исследования ученика Бутлерова А. Е. Фаворского, создавшего в Петербурге школу химиков-органиков. Учение Менделеева об определённых и неопределённых соединениях (типа сплавов) было развито в трудах Н. С. Курнакова и основанной им школы физико-хим. анализа. В химии комплексных соединений основателем большой школы в Петербурге был Л. А. Чугаев. Работы Менделеева о растворах были продолжены Д. П. Коноваловым, М. С. Вревским и др. Важным этапом в истории термохимии и физ. химии вообще явились труды Н. Н. Бекетова и его сотрудников. Исследования по хим. кинетике и катализу были проведены в Петербурге Н. А. Меншуткиным, в Москве - Н. А. Шиловым и Коноваловым. Русских учёных волновали перспективы развития производит, сил страны. Неустанную борьбу за использование природных богатств России вёл Менделеев. Вопросами минеральных удобрений и известкования почв занимались Г. Г. Густавсон, А. Н. Энгельгардт и др. В кон. 80-х гг. началась деятельность Д. Н. Прянишникова.

Интенсивно развивалась биология. Выдающиеся русские биологи не только отстаивали эволюционную теорию, но и внесли крупный вклад в перестройку ряда разделов биологии на основе дарвинизма. И. И. Мечников применил эволюц. идеи в патологии. Сравнит.-анатомич. изучением путей и факторов эволюции занималась моек, школа во главе с М. А. Мензбиром, а затем А. Н. Северцовым. Морфологич. исследования Северцова и его школы легли в основу науч. представлений о путях эволюции позвоночных. Он создал последоват. учение о соотношении онтогенеза и филогенеза.

Мировую известность получило открытие в 1898 двойного оплодотворения покрытосеменных растений С. Г. Навашиным. Создателем школы ботанич. географии был А. Н. Бекетов. Крупный вклад внесли рус. учёные в развитие с.-х. науки. П. А. Костычев заложил основы агроно-мич. почвоведения, И. В. Мичурин - науч. селекции с.-х. культур; труды Г. Ф. Морозова оказали большое влияние на развитие биогеоценологии и лесоведения. Значительны работы по зоотехнии Н. П. Чирвинского, П. Н. Кулешова, М. И. Придорогина, М. Ф. Иванова, Е. А. Богданова, И. И. Иванова и др.

Отечеств, морфологи и физиологи обогатили мировую науку классич. исследованиями по анатомии, гистологии и физиологии нервной системы, исследованиями структуры и механизмов нервной регуляции физиологич. процессов высшей нервной деятельности. Характерен синтез гистологич. и физиологич. исследований нервной системы (казанская школа - В. М. Бехтерев, Ф. В. Овсянников и др.). А. И. Бабухип и Овсянников внесли большой вклад в развитие экспериментального и эволюционного направлений в гистологии, П. Ф. Лесгафт - функционального направления в анатомии, Бехтерев создал учение о проводящих путях спинного и головного мозга. В. А. Бец исследовал цитоархитектонику коры головного мозга, А. С. Догель был основоположником морфологии интерорецепторов. Сеченов открыл центральное торможение (1862), доказал рефлекторную природу всех сознательных и бессознательных актов жизнедеятельности (1863), заложил основы сравнит., эволюц. и возрастной физиологии и физиологии труда. Его многочисл. ученики и последователи (В. Ф. Вериго, И. Р. Тарханов, В. Ю. Чаговец, И. Ф. Цион, М. Н. Шатерников и др.) получили важные экспериментальные результаты и сделали глубокие обобщения во многих областях физиологии. Н. Е. Введенский создал учения о физиологич. ритмах, взаимопереходе возбуждения и торможения и парабиозе. И. П. Павловым выполнены классич. исследования по физиологии кровообращения (1874-88) и пищеварения (Нобелевская пр., 1904); его работы по высшей нервной деятельности - одно из наиболее значит, достижений науки кон. 19 - нач. 20 вв., во многом определившее направление исследований в физиологии, патологии, клинич. медицине, психологии и др. областях знаний.

В недрах физиологии началось развитие отечеств, биохимии. А. Я. Данилевский открыл синтезирующее свойство ферментов. Он указал на общность их хим. строения. В 1880 Н. И. Лунин обнаружил витамины. В. И. Палладии выявил механизмы биологич. окисления. Мировое признание получили исследования основоположника общей микробиологии в России С. Н. Виноградского. открывшего хемоавтотрофные и азотфиксирующие микроорганизмы, В. Л. Омелянского по брожению, Прянишникова по азотистому обмену растений, перекисная теория окисления А. Н. Баха, метод адсорбц. хроматографии М. С. Цвета.

В области общей патологии наибольшее значение имело открытие Мечниковым явления фагоцитоза и разработка фагоцитарной теории иммунитета (Нобелевская пр., 1908), а также его работы по сравнит, и эволюц. патологии, на базе к-рых развивается совр. общая и экспериментальная патология. В. В. Пашутин создал оригинальную (патофизиологич.) школу рус. патологов. Е. С. Лондон одним из первых исследовал биологич. действие проникающей радиации (1903, 1911). В 1912 Ф. А. Андреев получил удачные результаты по оживлению организма животного. Оформление патологич. анатомии как самостоят, науки связано с именами А. И. Полунина, М. М. Руднева (экспериментальное направление), М. Н. Никифорова (анатомо-клинич. направление). Развитие экспериментального и клинич. направлений в фармакологии связано с работами физиологич. лаборатории клиники С. П. Боткина и особенно с трудами Н. П. Кравкова и его школы.

Русская клинич. медицина становится одной из ведущих в Европе. Боткин, Г. А. Захарьин, А. А. Остроумов и их ученики стали основоположниками оригинальных отечеств, школ в различных медицинских специальностях. Линию Пирогова в хирургии продолжали Н. В. Склифосовский, А. А. Бобров, П. И. Дьяконов и др. Выделение педиатрии в самостоят, дисциплину связано с именами С. Ф. Хотовицкого, Н. А. Тольского, Н. Ф. Филатова, Н. П. Гундобина. А. Я. Кожевников основал первую в мире кафедру нервных болезней (1869) и создал крупную школу рус. невропатологов (В. К. Рот, Г. И. Россолимо и др.) и психиатров. В 1857 И. М. Балинский начал читать самостоят, курс психиатрии. Школа С. С. Корсакова и В. П. Сербского выдвинула рус. психиатрию на одно из первых мест в Европе; в нач. 1900-х гг. формируется оригинальная психоневрологич. школа Бехтерева. В рус. дермато-венерологии создались школы ученика Боткина А. Г. Полотебнова, рассматривавшего болезни кожи как результат поражения целостного организма, и А. И. Поспелова, предложившего неврогенную теорию происхождения нек-рых заболеваний кожи. Значит, вклад в организацию борьбы с венерич. болезнями внёс В. Н. Тарновский. Проблемы оперативной гинекологии разрабатывались А. Я. Крассовским и создателем школы моек, гинекологов учеником Захарьина В. Ф. Снегирёвым. Отечеств, школы офтальмологов созданы Е. В. Адамюком и А. А. Крюковым, оториноларингологов - учеником Боткина Н. П. Симановским.

В математике важнейшую роль играла петерб. школа во главе с Чебышевым, от к-рой отпочковались в дальнейшем численно небольшие науч. школы в Харькове, Варшаве, Казани. Гл. труды Чебышева и его школы (А. Н. Коркин, Е. И. Золотарёв, А. А. Марков, А. М. Ляпунов, Г. Ф. Вороной, Н. Я. Сонин, А. Н. Крылов, В. А. Стеклов и др.) относятся к теории вероятностей, теории чисел, матем. анализу и матем. физике. В связи со своими исследованиями по теории шарнирных механизмов Чебышев создал теорию наилучшего приближения функций. В теории вероятностей Марков заложил основы теории случайных (марковских) процессов. Ляпунов, независимо от А. Пуанкаре, развил теорию устойчивости систем и качественную теорию дифференц. уравнений. Ученику Ляпунова Стеклову принадлежат крупные результаты в матем. физике, а ученику Кор-кина Крылову - в прикладной математике, теоретич. механике, теории корабля. В Казани разрабатывалась неевклидова геометрия. Значит, результаты в ана-литич. теории дифференц. уравнений и её приложений к теории гироскопа получила С. В. Ковалевская. В нач. 20 в. Д. Ф. Егоров и Н. Н. Лузин основали моск. школу теории функций действительного переменного.

В области прикладной математики и механики крупнейшим вкладом явились труды Н. Е. Жуковского и С. А. Чаплыгина по гидроаэродинамике, а также И. В. Мещерского по механике тел переменной массы. Важное значение имели работы Н. В. Маиевского, положившие начало новому этапу в развитии баллистики. Классич. труд по гидродинамич. теории смазки принадлежит Н. П. Петрову. Одним из основателей теории автоматич. регулирования был И. А. Вышнеградский. Основополагающие труды по теории космонавтики и космич. аппаратов созданы К. Э. Циолковским. .

Труды сравнительно немногочисл. рус. физиков последней трети 19 в. находились в русле новых течений в мировой науке, начало к-рых отмечено созданием теории электромагнитного поля. Одним из первых физиков в мире, высоко оценивших теорию поля, был А. Г. Столетов, организовавший физ. лабораторию при Моск. ун-те. Ему принадлежат работы по магнетизму, фотоэффекту, электрич. разряду в газах. П. Н. Лебедев выполнил классич. работы по давлению света на твёрдые тела и газы, получившие мировое признание; он создал в Моск. ун-те школу физиков. Н. А. Умов в 1874 открыл закон распространения энергии в упругих телах. В. А. Михельсон в 1887 применил методы статистич. физики к теории излучения. Крупных успехов достигла рус. кристаллография благодаря трудам Е. С. Фёдорова и Г. В. Вульфа.

В астрономии с 70-х гг. наряду с традиц. астрометрией начинает развиваться астрофизика. В Пулкове работали Ф. А. Бредихин, автор трудов по теории кометных орбит и спектрам комет и туманностей, и его ученик А. А. Белопольский. В Москве В. К. Церасский выполнил ряд работ по астрофотометрии.

В науках о Земле значит, исследования геологич. истории Европ. России проведены А. П. Карпинским. Эволюц. палеонтологию и биостратиграфию развивали А. П. Павлов, Н. И. Андрусов и др. В петрографии выделялись труды Ф. Ю. Левинсон-Лессинга. В 90-х гг. в Моск. ун-те благодаря деятельности В. И. Вернадского возник крупный центр минералогии. К этому времени относится начало разносторонней деятельности Д. Н. Анучина.

Высокого уровня развития достигли рус. океанография (С. О. Макаров, Ю. М. Шокальский, Н. М. Книпович), климатология (А. И. Воейков). В 1900 выпущен "Климатологический атлас Российской империи". К нач. 20 в. относятся работы Б. Б. Голицына, одного из основателей сейсмологии. Во 2-й пол. 19 в. была проведена большая работа по изучению территорий России и непосредственно с ней граничивших стран. Ведущую роль в организации экспедиций в этот период играло Русское географическое общество. Начало экспедициям в Центр. Азию было положено П. П. Семёновым-Тян-Шанским в 1856-57; затем последовали экспедиции Н. М. Пржевальского и В. Н. Роборовского, Г. Н. Потанина, М. В. Певцова, Г. Е. Грумм-Гржимайло, П. К. Козлова и др. Известны геол. исследования Сибири П. А. Кропоткина, И. Д. Черского и В. А. Обручева; В. Л. Комаров исследовал флору Ср. Азии, Д. Востока (Камчатки), Кореи, Маньчжурии и Китая. Продолжались исследования Арктики (экспедиции С. О. Макарова, Э. В. Толля, Г. Я. Седова, Г. В. Брусилова, Б. А. Вилькицкого). Большой вклад в науку внесли путешествия Н. Н. Миклухо-Маклая на Новую Гвинею и др. о-ва Тихого ок.

В 1882 создан Геол. комитет, возглавивший геол. исследования в разных частях страны и поставивший задачу составления общей геол. карты России в 10-вёрстном масштабе. Однако до 1917 10-вёрстной съёмкой было охвачено всего лишь 10% территории. Успешно изучались Урал (Карпинский и Ф. Н.Чернышёв), Донбасс (Л. И. Лутугин), Ср. Азия (И. В. Мушкетов). В 90-х гг. начались первые в России планомерные палеонтологич. раскопки (В. П. Амалицкий).

Развивались технич. науки. К. П. Поленов разработал и внедрил "русское бессемерование" (1875-76). Вышли классич. труды основоположника металлографии и теории термич. обработки стали Д. К. Чернова. Одним из величайших открытий в области техники явилось изобретение радио А. С. Поповым (1895). Рус. учёные заняли одно из ведущих мест в электротехнике. А. Н. Лодыгин изобрёл лампу накаливания (1872), П. Н. Яблочков - первую практически применимую дуговую лампу (1876), Н. Н. Бенардос и Н. Г. Славянов разработали осн. способы дуговой электросварки (1882-88). Работы М. О. Доливо-Добровольского оказали существенное влияние на развитие техники трёхфазного тока. Большой вклад в развитие ж.-д. транспорта внесли А. П. Бородин, Н. Н. Митинский и др. С именем механика и теплотехника В. И. Калашникова связано развитие судостроения и судоходства. В области мор. кораблестроения работали А. Н. Крылов, С. О. Макаров, И. Г. Бубнов, Н. П. Налетов; по стр-ву мор. гидротехнич. сооружений - М. С. Герсеванов. Значит, развитие получило трансп. стр-во - проходка ж.-д. тоннелей, сооружение мостов и др. (Д. И. Журавский, Н. А. Белелюбский, Л. Ф. Николаи, Ф. С. Ясинский). Во многих областях механики и машиностроения работали К. А. Тиме, К. А. Зворыкин, В. Л. Кирпичёв и др.: техники и стр-ва - Н. П. Петров, В. Г. Шухов. Основы горной механики разрабатывал М. М. Протодьяконов, новые методы проектирования рудников- Б. И. Бокий и др.; проблемы бурения глубоких скважин - С. Г. Войслав, И. Н. Глушков. В воен. технике среди теоретич. и конструкторских работ по созданию нарезных орудий важное место занимали исследования Н. В. Маиевского, В. С. Барановского, Н. А. Забудского, А. В. Гадолина. Стрелковое и минно-торпедное вооружение, арт. приборы создавали С. И. Мосин, М. М. Боресков, В. Н. Михаловский, А. П. Давыдов. Зарождалась авиация. В 1881 А. Ф. Можайский получил патент на чвоздухолетательный снаряд" с паровым двигателем. В 1909-14 был создан ряд оригинальных конструкций самолётов (Я. М. Гаккель, Д. П. Григорович, И. И. Сикорский).

В 18 в. и отчасти в 1-й пол. 19 в. ведущее место среди науч. учреждений занимала АН, но уже в 60-х гг. большее значение приобрели ун-ты. Однако их число было невелико (на терр. совр. РСФСР в 1917 - 7 ун-тов). Важной формой науч. работы были съезды естествоиспытателей И врачей (13 съездов за 1867-1913). Съезды стимулировали дальнейший рост числа формировавшихся гл. обр. при ун-тах науч. обществ. Универсальные об-ва естествоиспытателей возникли в Петербурге (1868), Казани (1869), Томске (1889). В Москве было осн. Об-во любителей естествознания, антропологии и этнографии (1863). Создавались и спец. науч. об-ва: Рус. химическое (1868, Петербург), Рус. физическое (1872, там же; в 1878 эти два об-ва объединились в Рус. физико-хим. об-во), Рус. техническое (1866, Петербург), Моск. математическое (1867), Моск.-Петерб. медицинское (1883), любителей физики и астрономии в Н. Новгороде (1888), Казанское физико-математическое (1890) и др. Сеть спец. науч. учреждений росла медленно. В 70-х гг. появились первые мор. биологич. станции: Севастопольская (1871), Соловецкая (1881). В 1915 при АН по инициативе группы академиков во главе с В. И. Вернадским образована Комиссия по изучению производит, сил России (КЕПС). Науч. учреждения России оставались организационно разрозненными и недостаточно оборудованными. Лишь единицы из них приближались по типу к н.-и. ин-ту. В составе АН насчитывалось 5 лабораторий, 5 музеев, 14 комитетов и комиссий, неск. обсерваторий. Во всех науч. подразделениях АН было занято 109 науч. сотрудников и ок. 180 вспомогат. и др. работников.

До Великой Окт. социалистич. революции на терр. совр. РСФСР имелось 231 науч. учреждение, в основном науч. об-ва, лаборатории, экспериментальные станции и т. п. На терр. восточнее Урала было всего 20 науч. учреждений. В России насчитывалось ок. 12 тыс. науч. работников.

Перед Окт. революцией рус. наука достигла высокого уровня благодаря работам выдающихся учёных в самых различных областях знания. Однако мн. задачи не могли быть разрешены в условиях царской России.

Развитие естественных и технических наук и научных учреждений после Окт. революции 1917. Великая Окт. социалистич. революция открыла новую эпоху в истории русской науки. "...Только социализм освободит науку от буржуазных пут, - предсказывал В. И. Ленин, - от ее порабощения капиталу, от ее рабства перед интересами грязного капиталистического корыстолюбия" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 36, с. 381). Коммунистическая партия и Сов. правительство рассматривали науку как необходимое орудие построения социализма. Она стала активной силой экономич., обществ, и культурного возрождения народов России. Одним из важных средств развития науки партия и правительство считали формирование общегос. сети н.-и. учреждений. В результате Окт. революции рус. наука изменилась не только количественно, но и качественно. Принципиально иной стала социальная ориентация науки, расширилась проблематика. С первых дней существования РСФСР наука была поставлена на службу социалистич. строительству. Задачи нсследоват. работы были чётко определены в трудах В. И. Ленина "Очередные задачи Советской власти", "Набросок плана научно-технических работ" и др. В резолюции 8-го съезда РКП(б) записано: "РКП ... стремится к ... созданию наиболее благоприятных условий научной работы в ее связи с поднятием производительных сил страны" ("КПСС в резолюциях...", 8 изд., т. 2, 1970, с. 53).

Учёные РСФСР активно участвовали в создании плана ГОЭЛРО, в работе по освоению производит, ресурсов страны, в разработке и осуществлении гос. планов развития нар. х-ва, индустриализации страны и обеспечения пром-сти минеральным сырьём, подъёме с. х-ва и проведении коллективизации; осуществлении культурной революции. Развернувшиеся широким фронтом фундаментальные и прикладные исследования способствовали превращению страны из отсталой в передовую, помогли создать базу для победы в Великой Отечественной войне 1941-45, подготовили основу для быстрого науч.-технич. прогресса в послевоен. десятилетия.

Учёные РСФСР внесли существ, вклад в развитие многих отраслей науки и техники. При их участии было создано ядерное оружие, построены первая в мире атомная электростанция и первый гражданский атомоход, запущен первый искусств, спутник Земли, осуществлены первый полёт человека по околоземной орбите и первый выход в открытое космич. пространство, стыковка кораблей с экипажами в космосе, мягкая посадка автоматич. межпланетных станций на Луне, Венере и Марсе; осваивались Арктика и Антарктика, изучался Мировой океан. О развитии отдельных отраслей науки и техники см. том СССР, раздел Наука.

С первых лет Сов. власти при непосредственном участии В. И. Ленина решались вопросы создания новых иссле-доват. учреждений, улучшения положения науч. кадров и условий их работы. Впервые в истории России все науч. учреждения были объединены в целостную централизов. систему. При Наркомпросе весной 1918 образован Науч. отдел, на который была возложена задача консолидации научных сил и организации исследований в АН, высших учебных заведениях, научных об-вах и т. п. Для научного обслуживания нар. х-ва в составе ВСНХ создан Научно-технич. отдел (НТО, 1918, зав. Н. П. Горбунов). При нём работала Науч. комиссия из видных учёных. НТО было предоставлено право координировать прикладные научно-технич. работы в стране.

Сохранив жизнеспособные, исторически сложившиеся формыорганизации науч. деятельности, опираясь на лучшие традиции отечеств, науки, органы Сов. власти приступили к созданию новых научных учреждений. Уже в первые годы после Окт. революции в системе Наркомпроса образованы ин-ты: физико-химич. анализа, платины, оптический (ГОИ), керамический, рентгенологический и радиологический и др. Одновременно в системе НТО ВСНХ основаны ин-ты: аэрогидродинамический (ЦАГИ), прикладной химии (ГИПХ), химический им. Л. Я. Карпова, механич. обработки полезных ископаемых (Механобр), автомоторный (НАМИ), экспериментальный электротехнический (ГЭЭИ) и др. Появились ин-ты и при др. ведомствах: при Наркомздраве - Гос. ин-т нар. здравоохранения (ГИНЗ, в 1923 объединял 8 самостоят. НИИ); при Нар. комиссариате почт и телеграфов - Нижегородская радиолаборатория; при Нар-комземе - Ин-т опытной агрономии и др. Ряд НИИ и науч. лабораторий образован при ун-тах и др. высших уч. заведениях. Новые НИИ, проводившие как фундаментальные, так и прикладные исследования, положили начало формированию системы отраслевых науч. учреждений, создали науч. базу нар. х-ва. Открылись новые университеты в Воронеже, Горьком, Иркутске (все в 1918), Свердловске (1920).

Опыт гос. организации науч. исследований, накопленный в РСФСР к нач. 20-х гг., использовали и др. союзные республики, а с образованием СССР он распространился во всесоюзном масштабе.

После 1922 значит, часть науч. учреждений РСФСР перешла в общесоюзное подчинение. Н.-и. ин-ты НТО ВСНХ в 30-х гг. превратились в ин-ты отраслевых пром. наркоматов СССР. В 1925 Российская АН была преобразована в Академию наук СССР. Она сыграла большую роль в развитии науч. исследований в авт. республиках и др. р-нах РСФСР, а также в др. союзных республиках. Виднейшие рус. учёные способствовали развитию науки на бывших окраинах России - В. Л. Комаров на Дальнем Востоке, А. Е. Ферсман на Кольском п-ове, К. И. Скрябин в Киргизии, Е. Н. Павловский в Таджикистане, Б. А. Келлер в Туркмении и др. С 30-х гг. началось создание филиалов и баз АН СССР. Возникли Кольский (1930), Дальневосточный и Уральский (оба - 1932) филиалы. В период Великой Отечеств, войны 1941-45 организован Западно-Сибирский (1943), а после её окончания Казанский, Карельский (оба - 1945), Коми (1949), Дагестанский (1950), Башкирский (1951) филиалы. Учреждения АН СССР на местах стали ведущими науч. организациями, координирующими исследования по мн. проблемам; они передавали вновь созданным науч. ин-там лучшие традиции отечеств, науки. В 1957 организовано Сибирское отделение Академии наук СССР, в него вошли Якутский (1947), Восточно-Сибирский (1949) и Бурятский (1966) филиалы АН СССР. Были основаны ун-ты в Саранске, Нальчике, Уфе, Махачкале и др. столицах авт. республик.

В 1969 ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР приняли постановление "О развитии научных учреждений в отдельных экономических районах РСФСР". Были созданы Дальневосточный научный центр Академии наук СССР, Уральский научный центр Академии наук СССР, а также Северо-Кавказский научный центр высшей школы. На терр. РСФСР работают отраслевые всесоюзные академии: ВАСХНИЛ и её отделения - Сибирское (осн. в 1969) и Нечернозёмной зоны (осн. в 1975); АМН СССР и её Сибирский филиал (организован в 1971).

В нач. 70-х гг. в Москве, Ленинграде, Воронеже и др. городах созданы научно-производственные объединения. Большую науч. работу ведут вузы и НИИ при них (ин-ты ядерной физики, механики, астрономический им. П. К. Штернберга при МГУ, ; Горьковский радиофизич. ин-т; Ин-т' механики и прикладной математики Ростовского ун-та; Сибирский физико-технич. НИИ Томского ун-та; проблемные лаборатории Ленингр. технологич. ин-та им. Ленсовета и др.). В системе Мин-ва высшего и среднего спец. образования РСФСР созданы региональные советы и головные советы по отраслям науки и техники, а также Гл. управление н.-и. работ для координации исследований в вузах.

Лит.: История естествознания в России, т. 1 - 3, М., 1957 - 62; Развитие советской науки за 50 лет. Указатель юбилейной литературы, М., 1972; см. также лит. при статьях Академия наук СССР, Российская академия наук.

Подробнее...


Искать: « АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК РСФСР » во всех доступных словарях и справочниках
Большая Советская Энциклопедия
Copyright © 2019    ·    О проекте: «Рефераты, Энциклопедии, Словари On-Line»    ·