Большая Советская Энциклопедия


Поисковый запрос:

VIII. Народное образование и культурно-просветительные учреждения

История нар. образования на терр. РСФСР уходит в глубокую древность. В Киевской Руси элементарная грамотность была распространена среди разных слоев населения, о чём свидетельствуют берестяные грамоты (самые ранние - 11 в.); при церквах и монастырях существовали училища, а при княж. дворе и при Киево-Печерском монастыре - школы повышенного типа. Монг.-тат. иго (13- 15 вв.) нанесло большой ущерб рус. культуре. Известный подъём в развитии образования связан с формированием многонационального рус. гос-ва в 16-17 вв. и возникновением книгопечатания. В 1574 Иваном Фёдоровым был напечатан первый славяно-рус, букварь. В 17 в. открывались средние (грамматич., греко-лат.) школы, в 1687 основана моск. Славяно-греко-латинская академия - высшее общеобразоват. уч. заведение. В программе реформ Петра I большое внимание уделялось организации светских гос. школ. Открылись первые спец. уч. заведения: в Москве в 1701 - Школа математических и навигацких наук и Пушкарская (артиллерийская) школа, в 1707 при воен. госпитале - мед. школа, в 1712 - инж. школа; в Петербурге в 1715 - Мор. академия, в 1719 - инж. школа; на Урале - горнозаводские школы. Арт. школы появляются также в Петербурге (1712) и др. крупнейших городах, навигацкие - в портовых городах. Обществ, потребность в более широком общем образовании обусловила развитие высшего образования. При основанной в Петербурге в 1724 Академии наук были учреждены Академический университет и Академическая гимназия. Однако образование служило сословным интересам дворянского гос-ва; нар. массы оставались неграмотными. В 18 в. возникают закрытые дворянские уч. заведения - кадетские корпуса, институты благородных девиц. Это же время характеризуется развитием просветительских пед. идей, осознанием необходимости гос. системы нар. образования (И. И. Бецкой, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев). Большое значение для развития образования имела деятельность М. В. Ломоносова; по его плану в 1755 был осн. Московский университет и при нём 2 гимназии - для дворян и для разночинцев.

В 1773 в Петербурге было осн. Горное уч-ще, в 1779 в Москве - Землемерная школа. В 1786 проведена школьная реформа, положившая начало созданию школьной системы в городах России (в губернских и уездных городах открывались нар. уч-ща).

В нач. 19 в. на основе Устава учебных заведений 1804 была создана гос. система преемственно связанных учебных заведений: приходские училища (1 год обучения), уездные уч-ща (2 года), губернские гимназии (4 года) и ун-ты (3 года). В 1804 осн. Казанский университет, в 1819 - Петербургский (см. Ленинградский университет), при ун-тах открываются 3-годичные пед. ин-ты. На базе Петерб. пед. .ин-та (1804-16) в 1816 был создан Главный педагогический институт. Близкими к ун-там по уч. планам были лицеи - Царскосельский под Петербургом, Демидовский в Ярославле.

Развитие капиталистич. отношений в 1-й пол. 19 в. обусловило организацию высших технич. уч. заведений (в Петербурге осн. Лесной ин-т в 1803, Ин-т корпуса инженеров путей сообщения в 1809, Практич. технологич. ин-т в 1828, Ин-т гражд. инженеров в 1832, в Москве в 1830- Моск. высшее технич. уч-ще и др.). В 1-й пол. 19 в. в Москве было 20 гимназий, в Петербурге 17, почти в каждом губернском городе были гимназии, уездные и приходские уч-ща, имелись уч-ща и Б уездных городах, но в сел. местности уч. заведений почти не существовало.

Под влиянием обществ. движения 60-х гг. были проведены школьные реформы, предусматривавшие централизацию управления школами; началось превращение сословной школы в школу буржуазную. По Уставу 1864 были утверждены 2 типа ср. школы: классич. гимназии с 7-летним сроком обучения, готовившие к поступлению в ун-ты, и реальные гимназии с 6-летним сроком обучения, дававшие право поступления в высшие технич. уч. заведения. Известное развитие получило женское образование (женские гимназии, женские училища), было положено начало высшему женскому образованию (высшие женские курсы). В 60-70-е гг. осн. первые земские и правительств, учительские семинарии. С 1872 учреждены реальные уч-ща; получают распространение церковноприходские школы. В 1865 открылась Петровская земледельческая и лесная академия в Москве, в 1888 ун-т в Томске и др. Изменился социальный состав студенчества, значит, его часть - выходцы из недворянских сословий. Уже в сер. 19 в. среди студентов Петерб. ун-та насчитывалось 38% разночинцев, Казанского - 56% , Московского - 57% , в высших технич. уч. заведениях этот процент был выше.

На протяжении 19 в. за демократизацию образования вели борьбу представители революц.-демократич. направления рус. освободит, движения: А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев; выдающиеся деятели рус. просвещения: Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, В. Я. Стоюнин, В. И. Водовозов, В. П. Острогорский, П. Ф. Лесгафт и др. В кон. 19 - нач. 20 вв. в неразрывной связи с революц. рабочим движением в России начала складываться марксистская педагогика. В. И. Ленин сформулировал требования пролетариата в области воспитания и образования. Большое значение для становления марксистской педагогики имели работы Н. К. Крупской, особенно её книга "Народное образование и демократия" (1915).

Система нар. образования в предрево-люц. России имела следующий вид. Начальная школа включала различные типы уч. заведений: 1-классные нач. уч-ща (3-4 года), 2-классные нач. уч-ща (5-6 лет), 4-классные высшие начальные училища (4 года); начальные уч-ща по ведомств, принадлежности делились на земские, церк.-приходские, городские, министерские, фабричные. Ср. образование давали мужские (8 лет) и женские (7-8 лет) гимназии, реальные (6-7 лет) и коммерческие (7-8 лет) уч-ща, духовные уч-ща (4 года) и семинарии (6 лет), кадетские корпуса (7 лет), ин-ты благородных девиц (8 лет), епархиальные училища (7-8 лет). Кроме того, действовали ср. спец. уч. заведения, ремесл., с.-х., торговые и др. уч-ща и школы. Учителей готовили учительские семинарии (4 года) и учительские ин-ты (3 года). Высшее образование давали ун-ты (4 года), высшие технич., с.-х., экономические и др. уч. заведения (4-5 лет), высшие жен. курсы, духовные академии (4 года). Значит, разрыв между программами нач. и ср. школы, неравномерность распределения уч. заведений по стране, плата за обучение в ср. и высших уч. заведениях ограничивали доступ детей трудящихся к образованию.

В кон. 19 в. Россия по уровню образования отставала от развитых европ. стран. По данным переписи 1897, на территории, занимаемой ныне РСФСР, ср. процент грамотности населения в возрасте 9- 49 лет составлял 29, 6; среди мужчин 44, 4%, среди женщин 15, 4% (в сел. местности соответственно 24, 6% , 39, 5% , 11% ). В районах нац. окраин процент грамотности был значительно ниже (среди якутов, напр., всего 0, 7% умели читать). Многие национальности не имели своей письменности. В 1913 Ленин писал: "Такой дикой страны, в которой бы массы народа настолько были ограблены в смысле образования, света и знания, - такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России... Четыре пятых молодого поколения осуждены на безграмотность крепостническим государственным устройством России" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 23, с. 127).

Окт. революция открыла путь к знаниям, к культуре для трудящихся всех национальностей. В числе первых 13 нар. комиссариатов учреждён Нар. комиссариат просвещения РСФСР во главе с А. В. Луначарским. На основе ряда декретов, подписанных В. И. Лениным, создаётся новая система нар. образования, отвечающая задачам социалистич. строительства. В кон. 1917 - нач. 1918 приняты декреты об отделении церкви от гос-ва и школы от церкви, национализации всех уч.-воспитат. учреждений и передаче их в ведение Наркомпроса; в окт. 1918 ВЦИК утвердил "Положение о единой трудовой школе РСФСР", к-рое предусматривало обязательное бесплатное обучение всех детей от 8 до 17 лет в школах 1-й и 2-й ступеней. Коммунистич. партия и Сов. гос-во поставили задачу - в кратчайший срок ликвидировать неграмотность среди населения. В 1920 СНК РСФСР учредил при Наркомпросе Всероссийскую чрезвычайную комиссию по ликвидации безграмотности. В 1923 создано об-во "Долой неграмотность". В 1926 грамотность населения в возрасте 9-49 лет поднялась в РСФСР до 60, 9%. В ряде р-нов республики ликвидация неграмотности в основном была завершена к кон. 1932. По переписи 1939, грамотные составляли 89, 7% населения, среди мужчин 96%, среди женщин 83, 9% (в 1970 грамотность населения достигла 99, 7%).

Система нар. образования претерпевала изменения, гл. обр. в типах и структуре школ, в сроках обучения и т. д. Уже с 1930/31 уч. г. введено всеобщее обязат. нач. обучение в сел. местности, а в городах и рабочих посёлках - всеобщее обязат. 7-летнее. В 1930/31 уч. г. на терр. РСФСР обучалось 84, 7% детей в возрасте 8-14 лет (46, 1% в 1927/28 уч. г.). В период осуществления всеобуча росло число школ и уч-ся в них (в 1928/29 уч. г. в 79, 4 тыс. нач. школ - 5998 тыс. уч-ся, в 1931/32 уч. г. соответственно 95, 8 тыс. и 9347, 7 тыс.). В 1920-е - кон. 30-х гг. особая роль в повышении уровня общего образования принадлежала рабочим факультетам (рабфакам).

После 17-го съезда партии (1934), поставившего задачу завершить во 2-й пятилетке всеобщее обязат. политехнич. обучение в объёме 7-летки, СНК РСФСР в марте 1934 принял пост. "О подготовке к введению семилетнего всеобщего обязательного политехнического обучения"; в нём предусматривалось обеспечить дальнейшее обучение всех детей, окончивших нач. школу, в городах и рабочих посёлках с 1935/36, а в сел. местности с 1937/38 уч. г. В 1949 было введено обязательное 7-летнее обучение с 7 лет. Значительно расширилась сеть школьных интернатов (в 1949/50 уч. г. 3106 интернатов на 75, 5 тыс. мест, из них 90% в сел. местности).

В соответствии с решениями 24-го съезда КПСС (1971) сессия Верх. Совета РСФСР (авг. 1974) приняла постановление "О мерах по завершению перехода ко всеобщему среднему образованию в РСФСР". Определены 3 осн. пути осуществления ср. образования - ср. общеобразоват. школы, ср. спец. уч. заведения, ср. проф.-тех. уч-ща. В авг. 1974 Верх. Совет РСФСР принял Закон о нар. образовании. В 1974 в ср. уч. заведения было принято 92% выпускников 8-х классов общеобразоват. школ всех видов (на 18% больше, чем в 1970).

Большое внимание уделяется развитию системы профессионально-технического образования. В 1920 были открыты первые школы фаб.-зав., с.-х. и конторско-торг. ученичества (ФЗУ). В 1940 создана единая система государственных трудовых резервов СССР. На базе значит, части школ ФЗУ были образованы проф.-тех. уч-ща и школы этой системы, к-рые в последующем были преобразованы в гор. и сел. проф.-тех. уч-ща. В связи с переходом ко всеобщему среднему образованию особое внимание обращено на расширение сети средних проф.-тех. уч-щ. В 1974 в средние проф.-тех. уч-ща было принято 237 тыс. чел.

Система дошкольного воспитания создана после Окт. революции. В нач. 1974 работало 67 тыс. постоянных детских садов, яслей-садов и яслей, в к-рых воспитывались 6138 тыс. детей (в 1917 в 0, 8 тыс. дошкольных учреждений было 4, 2 тыс. детей; к 1940 в 29, 9 тыс. дошкольных учреждений 1266 тыс. детей).

В 1974/75 уч. г. в 91, 6 тыс. общеобразоват. школ всех видов обучались 23 941 тыс. уч-ся; в 2477 ср. спец. уч. заведениях 2673 тыс. (в 1940/41 уч. г. в 2188 ср. спец. уч. заведениях 594 тыс. чел.), в т. ч. в уч. заведениях пром-сти и стр-ва 1187 тыс., в сельскохозяйственных 422 тыс. На 1 янв. 1975 в 3589 проф.-тех. уч-щах системы Гос. проф. образования обучались 1701 тыс. уч-ся. Кроме того, 16, 5 млн. рабочих и служащих обучались новым профессиям и повышали квалификацию на предприятиях, в учреждениях и орг-циях.

Подготовку пед. кадров для дошкольных и внешкольных учреждений, общеобразоват. школ, ср. спец. уч. заведений, проф.-тех. уч-щ осуществляют пед. уч-ща, пед. ин-ты и ун-ты (см. Педагогическое образование). Для повышения квалификации учителей в 1974 действовало 80 ин-тов усовершенствования учителей. Количество общеобразоват. школ, численность учителей, уч-ся общеобразоват. школ, ср. спец. и высших уч. заведений см. в табл. 16 и 17.

В 1974 действовало 475 вузов (в 1914 в 72 вузах 86, 5 тыс. студентов), в т. ч. 38 ун-тов (32 открыто после Окт. революции), 169 политехнич. ин-тов, вузов пром-сти, стр-ва, транспорта и связи, 54 с.-х. ин-та и академии, 45 мед. ин-тов, 125 ип-тов педагогических, культуры, иск-ва и физкультуры; обучалось 2798 тыс. студентов, в т. ч. в вузах пром-сти и стр-ва 1232 тыс., просвещения 708 тыс., сельскохозяйственных 236 тыс. В р-нах Урала, Сибири и Д. Востока св. 140 вузов, большинство из них открыто после Окт. революции.

РСФСР - многонац. республика; обучение в ней осуществляется на 47 языках. Уч. планы нац. школ предусматривают изучение нац. языка и лит-ры по спец. программам и учебникам. Объём знаний по др. предметам не отличается от объёма знаний, к-рые даёт школа с рус. языком обучения. Рост числа уч-ся в общеобразоват. школах, ср. спец. и высших уч. заведениях по авт. республикам см. в табл. 18.

Табл. 18. - Число учащихся в общеобразовательных школах всех видов, средних специальных и высших учебных заведениях по автономным- республикам РСФСР (на начало учебного года), тыс.
 
Число учащихся в общеобразовательных школах всех видов
Число учащихся в средник специальных учебных заведениях*
Число студентов в высших учебных заведениях*
1914/15
1940/41
1974/75
1940/41
1974/75
1940/41
1974/75
Башкирская АССР
132, 5
627, 0
892, 2
16, 0
69, 1
3, 3
48, 4
Бурятская АССР
13, 5
100, 1
190, 3
2, 1
23, 1
0, 8
21, 6
Дагестанская АССР
13, 2
214, 3
467, 5
5, 2
25, 6
2, 4
22, 2
Кабардино-Балкарская АССР
6, 7
75, 0
150, 9
1, 9
11, 2
0, 9
9, 0
Калмыцкая АССР
4, 0
30, 8
72, 0
0, 3
6, 0
 
4, 5
Каоельская АССР
16, 0
91, 4
136, 5
1, 6
16, 8
0, 8
9, 5
Коми АССР
15, 1
58, 7
218, 0
2, 5
17, 9
0, 6
10, 8
Марийская АССР
25, 9
108, 6
154, 2
3, 3
11, 7
1, 8
14, 6
Мордовская АССР
58, 0
197, 4
227, 6
5, 1
16, 5
1, 3
19, 2
Северо-Осетинская АССР
17, 1
82, 4
116, 4
4, 2
14, 8
3, 2
18, 2
Татарская АССР
117, 2
541, 8
702, 5
12, 9
53, 2
12, 1
65, 1
Тувинская АССР
 
 
66, 4
 
4, 1
 
1, 9
Удмуртская АССР
58, 6
226, 7
302, 8
7, 0
21, 9
2, 6
22, 5
Чечено-Ингушская АССР
12, 8
106, 4
291, 7
2, 9
15, 3
1, 2
11, 3
Чувашская АССР
29, 9
184, 3
293, 3
6, 8
22.4
1, 7
14, 3
Якутская АССР
4, 7
63, 8
177, 8
3, 7
10, 4
0, 8
6, 3

Табл. 16. - Число общеобразовательных школ, численность учителей в России и в РСФСР (на начало учебного года), тыс.
 
1914/15
1940/41
1974/75
Число общеобразовательных школ всех видов
77, 4
116, 9
91, 6*
Численность учителей
167, 2
711, 2
1283, 3
* Сокращение числа дневных общеобразоват. школ объясняется их реорганизацией и укрупнением, особенно в сел. местности.

Табл. 17. -Число учащихся в общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях в России и в РСФСР (на начало учебного года), тыс.
 
1914/15
1940/41
1974/75
В общеобразовательных школах всех видов
5684
20633
23941
В средних специальных учебных заведениях
35, 4
594
2673
В высших учебных заведениях
86, 5
478
2798

За годы Сов. власти создана сеть внешкольных учреждений. В нач. 1974 имелось 2350 дворцов и домов пионеров и школьников, 414 станций юных техников, 228 станций юных натуралистов, 90 экскурсионно-туристских станций, 98 детских парков системы Мин-ва просвещения.

Большая роль в коммунистич. воспитании трудящихся и нар. образовании принадлежит культ.-просвет, учреждениям - библиотекам, музеям, дворцам и домам культуры. В 1974 было св. 62 тыс. массовых библиотек с общим фондом 848, 3 млн. единиц хранения (9, 3 тыс. библиотек, 6, 7 млн. тт. в 1913). В РСФСР находятся крупнейшие универсальные библиотеки - Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина в Москве, Гос. публичная б-ка им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде (методич. центр массовых библиотек РСФСР), а также Гос. публичная ист. б-ка РСФСР в Москве, науч. библиотеки Моск., Ленингр., Казанского ун-тов и др. вузов, Центр, политехнич. б-ка и др. центр, отраслевые библиотеки в Москве.

В 1974 имелось 639 музеев, в т. ч. 87 историко-революц. и исторических, 304 краеведческих, 109 мемориальных, 87 искусствоведческих и др. Среди крупнейших музеев - музеи В. И. Ленина, Центр, музей Революции СССР, Третьяковская гал. и Музей изобразит, иск-в. им. А. С. Пушкина в Москве, Русский музей и Эрмитаж в Ленинграде и мн. др. См. также Москва, Ленинград. В 1974 насчитывалось 76, 9 тыс. клубных учреждений, в т. ч. в сел. местности 66 тыс. Сведения о нар. образовании и культ.-просвет, учреждениях в отд. краях, областях, автономных республиках, автономных областях и нац. округах РСФСР см. в соответствующих разделах этих статей.

Лит.: Народное образование в РСФСР, под ред. М. П. Кашина и Е. М. Чехарина, М., 1970; Константинов Н. А..Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф., История педагогики, 4 изд., М., 1974.

Н. В. Александров, И. М. Терехов.

Подробнее...


Искать: « АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК РСФСР » во всех доступных словарях и справочниках
Большая Советская Энциклопедия
Copyright © 2019    ·    О проекте: «Рефераты, Энциклопедии, Словари On-Line»    ·