Большая Советская Энциклопедия


Поисковый запрос:

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, форма проф. образования, имеющая целью подготовку квалифицированных рабочих для отраслей нар. х-ва в проф.-технич. уч. заведениях; совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, позволяющих квалифицированно выполнять работу по определённой рабочей профессии, специальности; в социалистич. странах П.-т. о.- органич. часть системы народного образования.

В рабовладельч. обществе проф. умения и навыки передавались в процессе трудовой деятельности. В феод. обществе, в условиях дифференциации и специализации ремесленного труда, возникла необходимость обучения ремеслу путём специально организованного индивидуального ученичества. Рост крупного машинного производства в эпоху капитализма обусловил создание проф.-технич. школ различного уровня и профиля (при сохранении ученичества), в к-рых дети рабочих не только обучались практич. применению различных орудий производства, но и знакомились с его технологией. Как самостоятельная ступень проф. образования система П.-т. о. начала формироваться в развитых капиталистич. странах Европы во 2-й пол. 19 в., а в США - после 1-й мировой войны 1914-18 (когда резко сократилось поступление квалифицированной рабочей силы из Европы).

В России в 1-й пол. 19 в. в профессионально-технических учебных заведениях применялась предметная, или "вещевая", система обучения (изготовление в процессе обучения заданных предметов). Во мн. уч-щах на преподавание спец. дисциплины отводилось незначит. количество уч. часов; в нек-рых - не изучались общеобразовательные предметы. Прогрессивная общественность выступала за развитие и совершенствование П.-т. о. К. Д. Ушинский в 1868 в ст. "Необходимость ремесленных школ в столицах" (см. Собр. соч., т. 3, 1948, с. 589-97) писал о том, что хорошая подготовка подмастерьев и мастеров избавит Россию от необходимости приглашать иностр. специалистов.

В 60-х гг. 19 в. группа инженеров-механиков под рук. Д. К. Советкина разработала в Московском технич. уч-ще новую систему производственного обучения, назв. операционной (уч-ся овладевают профессией последовательно, изучая все приёмы и операции, из к-рых складывается рабочий процесс по специальности). Эта система демонстрировалась и получила признание на международных выставках в Вене (1873), Филадельфии (1876), Париже (1900) и ряде др. Отмечалось, что у русских обучение ручному труду превратилось в науку. В совершенствование операционной системы внесли вклад инженеры С. А. Владимирский, П. И. Устинов (освоение комбинаций, приёмов и операций работы, обучение уч-ся в процессе изготовления полезных изделий как в уч. мастерских, так и в цехах предприятий).

В лучших низших технич. и ремесленных уч-щах работали квалифицированные мастера и преподаватели, имелось хорошее учебно-производственное оборудование, уч. документация. Однако в большинстве проф.-технич. уч. заведений эксплуатировался труд подростков, в качестве мастеров зачастую использовались малоквалифицированные рабочие, нередко отсутствовали уч. программы, перечень учебных изделий был ограниченным, теоретич. подготовку уч-ся во мн. случаях не получали.

П. - т. о. в СССР. Окт. революция 1917 внесла коренные изменения в систему П.-т. о. В 1918 введено обязательное обучение подростков 15-17 лет, работавших на предприятиях и в учреждениях. На базе ранее существовавших ремесленных уч-щ и школ создана сеть проф.-технич. курсов, школ, клубов с целью проф. и общеобразовательной подготовки молодёжи. В 1919 при Наркомпросе РСФСР учреждена секция П.-т. о., преобразованная в 1920 в Главный комитет проф. образования (Главпрофобр). В 1919 принят декрет Совнаркома РСФСР "О мерах к распространению профессионально-технических знаний", в к-ром указывалось, что "необходимым условием окончательного торжества рабоче-крестьянской революции является поднятие производительности народного труда, а ...наиболее быстрым и верным способом такого поднятия является распространение в широких народных массах профессионально-технических знаний и умений..." (Известия ВЦИК, № 135, 24 июня 1919). В целях ликвидации технич. безграмотности рабочих и удовлетворения острой нужды пром-сти в квалифицированной рабочей силе в соответствии с декретом "Об учебной профессионально-технической повинности" (1920) введено обязательное П.-т. о. всех рабочих в возрасте от 18 до 40 лет (за исключением лиц, имевших подготовку не ниже бывших ремесленных уч-щ или обучавшихся в технич. уч. заведениях) на предприятиях, где не было фабрично-заводских школ, - с 14-летнего возраста. В 1920 утверждено "Положение о профессионально-технических школах", в 1921 - положения о заводском ученичестве в металлообрабатывающей пром-сти, о школах фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), в 1924 - новое положение о школах ФЗУ. В 20-е гг. Главпрофобром разработан примерный уч. план: для школ ФЗУ 60-65% уч. времени отводилось на производственное и 35-40% на теоретич. обучение. Объединяя общее, проф. и политич. образование подростков, сочетая обучение с производит. трудом, школы ФЗУ явились новым, социалистич. типом проф. уч. заведения для рабочей молодежи. В 20-30-е гг. в школах ФЗУ и др. проф. уч. заведениях использовались три системы производств. обучения - предметная, операционная и комбинированная (предметно-операционная ). В сер. 30-х гг. на основе лучших элементов операционной и комбинированной систем была разработана операционно-комплексная система, к-рая с 40-х гг. является основной: уч-ся последовательно осваивают отд. приёмы и операции проф. деятельности, затем комплексные работы по возрастающей сложности, обучение проводится в процессе изготовления полезной и сложной продукции; всё это подготавливает уч-ся к самостоятельному выполнению работ, включению в производительный труд.

За годы существования (1920 - 40) школы ФЗУ подготовили для нар. х-ва 2, 5 млн. квалифицированных рабочих. В то же время ведомственная разобщённость школ ФЗУ затрудняла централизованное руководство проф. обучением рабочих кадров, разработку единых уч. планов, программ, учебников и др. Для расширения организованной подготовки квалифицированных рабочих, упорядочения руководства П.-т. о. и ликвидации ведомственной разобщённости профшкол в 1940 создана система Государственных трудовых резервов СССР, к-рой переданы школы ФЗУ, реорганизованные в ремесленные, ж.-д. уч-ща и в школы фабрично-заводского обучения (ФЗО).

В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 уч-ща и школы трудовых резервов сыграли видную роль в подготовке рабочих кадров для отраслей оборонной пром-сти. На ряде предприятий, особенно в вост. районах, воспитанники трудовых резервов составляли св. 50% всех рабочих. 20 тыс. уч-ся и работников уч-щ и школ за помощь фронту награждены орденами и медалями.

В 50-е гг. система Гос. трудовых резервов развивалась в направлении специализации подготовки рабочих по отраслям пром-сти, транспорта, стр-ва, с. х-ва, повышения уровня спец. и общеобразоват. подготовки уч-ся. В связи с развитием общего среднего образования были созданы технические училища для П.-т. о. молодёжи, окончившей ср. общеобразоват. школу. Для подготовки сел. механизаторов организованы уч-ща (по типу ремесленных) механизации с. х-ва.

Для планомерного обеспечения квалифицированными рабочими кадрами отраслей нар. х-ва в условиях научно-технич. прогресса Гос. трудовые резервы преобразованы в 1958 в Гос. систему П.-т. о. с осн. типом уч. заведений - гор. и сел. профтехучилищами (ПТУ) для подготовки квалифицированных рабочих из молодёжи, окончившей неполную среднюю общеобразовательную школу. С кон. 60-х гг. началось развитие ПТУ, к-рые наряду с рабочей профессией дают общее среднее образование (принимаются выпускники восьмилетней школы). Средние ПТУ становятся одним из перспективных путей осуществления всеобщего ср. образования. В 70-е гг. значительно расширена сеть и укреплена материальная база средних сельских ПТУ. Роль и место П.-т. о. в сов. системе нар. образования определены в постановлениях ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР - "О повышении роли Гос. комитета Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию в подготовке квалифицированных рабочих для народного хозяйства" (1966), "О мерах по дальнейшему улучшению подготовки квалифицированных рабочих в учебных заведениях системы профессионально-технического образования" (1969), "О совершенствовании системы профессионально-технического образования" (1972), "О мерах по расширению сети средних сельских профессионально-технических училищ и по улучшению их работы" (1975), в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании (1973), в постановлении Верх. Совета СССР "О состоянии народного образования и мерах по дальнейшему совершенствованию общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования в СССР" (1973) и др.

Уч. заведения системы П.-т. о. специализированы по группам родственных профессий (металлисты, химики, строители, металлурги, горняки, нефтяники, работники ж.-д. транспорта, с. х-ва, коммунально-бытовых предприятий и др.- всего ок. 1100 профессий). Специализация уч-щ позволяет повышать качество обучения, оптимально использовать учебно-производств. оборудование, рационально комплектовать уч-ща педагогами-специалистами.

Теоретич. обучение включает цикл спец. и общеобразовательных (в т. ч. общественно-политич.) дисциплин, необходимых для овладения изучаемой профессии. В процессе производственного обучения уч-ся овладевают проф. знаниями, умениями и навыками, необходимыми для выполнения всех операций по специальности, учатся работать, используя совр. технику и передовые методы труда.

Производственное обучение чередуется с теоретическим. Для каждой группы специальностей устанавливается наиболее рациональное соотношение между теоретич. и практич. обучением. В средних ПТУ на изучение общеобразоват. дисциплин отводится ок. 40% уч. времени, специальных- ок. 20%, на производственное обучение - 40%, в технич. уч-щах и обычных ПТУ (для окончивших ср. школу) соответственно-10%, 20%, 70%.

Характерная черта сов. системы П.-т. о.- органич. связь уч. заведений с предприятиями. Базовые предприятия выделяют уч-щам оборудование, материалы и инструменты, предоставляют места для проведения производственной практики в цехах предприятия и др. Окончившие уч-ща направляются, как правило, на предприятия, где они прошли производственную практику.

За годы Сов. власти в уч. заведениях П.-т. о. подготовлено св. 36 млн. квалифицированных рабочих.

Для молодёжи, поступающей на произ-во после окончания общеобразоват. школы, и для лиц, работающих в нар. х-ве и желающих получить новую профессию или повысить квалификацию, организуются вечерние (сменные) ПТУ, курсы, учебно-курсовые комбинаты и др. формы курсового и индивидуально-бригадного обучения непосредственно на произ-ве. В 1973 на предприятиях, в учреждениях и организациях новые профессии и специальности получили 5 млн. рабочих, повысили свою квалификацию 9, 6 млн. В колхозах обучены новым профессиям и специальностям и повысили квалификацию 1, 7 млн. чел. Кроме того, 231 тыс. квалифицированных работников подготовили школы ФЗУ и др. профшколы и уч-ща при предприятиях.

В воспитании ц проф. обучении рабочей молодёжи активно участвуют высококвалифицированные кадровые рабочие-наставники, в 70-е гг. наставничество стало массовым движением.

В системе П.-т. о. в 1973 было занято св. 360 тыс. работников, в т. ч. 218 тыс. преподавателей и мастеров производственного обучения. В ведении Гос. комитета П.-т. о. 69 индустриально-педагогических техникумов, к-рые готовят техников-мастеров производственного обучения (ежегодный выпуск св. 10 тыс. специалистов). Преподавателей спец. дисциплин готовят инженерно-педагогич. ф-ты 13 политехнич. ин-тов (1974). Повышение квалификации преподавателей осуществляют Всесоюзный ин-т повышения квалификации инженерно-педагогич. работников профтехобразования (осн. в 1966 в Ленинграде) и св. 20 его филиалов в др. городах, а также ин-ты усовершенствования учителей, спец. отделения и курсы при отраслевых вузах. Мастера производств. обучения один раз в 5 лет проходят стажировку на предприятиях. Всесоюзный н.-и. ин-т П.-т. о. (осн. в 1966) совместно с н.-и. ин-тами отраслевых мин-в и Академии пед. наук СССР изучает обусловленные технич. прогрессом изменения характера труда рабочих и в соответствии с этим определяет содержание и формы подготовки рабочих.

Уч. пособия и оборудование для системы П.-т. о. выпускает Всесоюзный трест производственных предприятий Гос. комитета Сов. Мин. СССР по П.-т. о. (осн. в 1947), учебники и др. уч. лит-ру - изд-во\ "Высшая школа" и ряд др. центр. изд-в. Ежегодно выпускается ок. 2 тыс. наименований уч. пособий и оборудования на общую сумму ок. 25 млн. руб., св. 150 названий спец. учебников и др. уч. лит-ры тиражом 5, 5 млн. экз.

Получили развитие технич. и художеств. творчество уч-ся профтехучилищ.

Развитие сети учебных заведений и рост численности учащихся в системе профессионально-технического образования
 
1920
1925
1931
1941
1946
1956
1966
1971
1974
Количество учебных
43
927
3970
1551
2488
3145
4319
5351
6028
в том числе средних ПТУ
_
-
-
-
-
-
-
324
2200
Количество учащихся, тыс. чел.
2
88, 6
925
602
603
755
1599
2380
3000
в том числе в средних ПТУ
-
-
-
-
-
-
-
168
900

В 1974 в различных коллективах художеств. самодеятельности и технич. кружках занималось св. 2/3 уч-ся. Физкультурно-спортивную работу в системе П.-т. о. организует Всесоюзное добровольное спортивное об-во "Трудовые резервы". С 1959 на ВДНХ в Москве работает постоянно действующий павильон "Профессионально-техническое образование". Издаётся ежемесячный журн. "Профессионально-техническое образование".

Расширяется и совершенствуется подготовка квалифицированных рабочих в системе П.-т. о. в др. социалистич. странах. Повышается уровень общего и проф. образования уч-ся проф.-технич. уч. заведений, растёт число средних проф. уч-щ разного профиля. Как правило, П.-т. о. осуществляется на базе 8-летней (Болгария, Венгрия, Румыния, Югославия) или 10-летней (ГДР, Чехословакия) школы. Срок обучения обычно 2-4 г. Существуют 1-2-годичные профшколы для молодёжи, имеющей общее ср. образование. Подготовка и повышение квалификации рабочих организуется и непосредственно на предприятиях. В системе П.-т. о. в Болгарии в 1960 подготовлено 42, 1 тыс. рабочих, в 1970 - 106 тыс., соответственно в Венгрии - 125, 3 тыс. и 200 тыс., ГДР - 338 тыс. и 530 тыс., Польше- 363 тыс. и 850 тыс., Румынии - 127 тыс. и 245 тыс., Чехословакии - 245 тыс. и 355 тыс.

Ежегодно проводятся научно-методич. совещания работников П.-т. о. социалистич. стран.

В нек-рых капиталистич. странах (США, Японии и др.) П.-т. о. осуществляется в проф. классах средних общеобразовательных школ (после окончания 8 классов в течение 4 лет); в Великобритании, Франции, Италии, Австрии, Швеции, Норвегии, Финляндии - в стационарных профшколах со сроком обучения 2-3 г.; в ФРГ - в уч. мастерских предприятий и в профшколах со сроком обучения 2-3 г. Во мн. странах имеются проф. уч-ща с 3-4-годичным сроком обучения, созданные фирмами. Обучение в большинстве профшкол платное. В США, Великобритании, Франции, ФРГ и др. странах получила развитие проф. подготовка квалифицированных рабочих в системе ученичества со сроком обучения от 2 до 5, а иногда и более лет, существует сеть гос., общественных и частных школ, курсов для проф. обучения взрослых без отрыва от работы. Методич. руководство профшколами осуществляют мин-ва просвещения, хозяйственно-финансовое и административное - пром. и с.-х. мин-ва. Все вопросы, связанные с организацией проф. подготовки в системе ученичества, решаются мин-вами труда.

Коммунистич. и рабочие партии, прогрессивные профсоюзные, молодёжные и др. общественные организации в капиталистич. странах выступают за расширение и совершенствование П.-т. о., за создание единой гос. системы П.-т. о., исключающей эксплуатацию молодёжи в процессе получения рабочих профессий.

Лит.: Веселов А. Н., Профессионально-техническое образование в СССР, М., 1961; Булгаков А. А., Профессионально-техническое образование и профсоюзы, [М.], 1967; Коваленко И., Омельяненко Б., Технический прогресс и рабочие кадры. Зарубежный опыт, [М.], 1969; Батышев С. Я., формирование квалифицированных рабочих кадров в СССР, 2 изд., М., 1974. В. А. Саюшев.

Подробнее...


Искать: « АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК РСФСР » во всех доступных словарях и справочниках
Большая Советская Энциклопедия
Copyright © 2019    ·    О проекте: «Рефераты, Энциклопедии, Словари On-Line»    ·