Большая Советская Энциклопедия


Поисковый запрос:

Просвещение в странах Западной Европы и в Северной Америке. Идеология П. возникла в условиях кризиса феод. системы, появления в её недрах капиталистич. производств. отношений, порождающих новые обществ. противоречия и формы классовой борьбы.

Западноевропейское П. многими нитями было связано с Возрождением. Это признавали и подчёркивали сами просветители. Они унаследовали от деятелей Ренессанса гуманистич. идеалы, преклонение перед античностью, ист. оптимизм, свободомыслие. Как первые, так и вторые производили переоценку прежних ценностей, ставили под сомнение старые (феод.-церк.) догмы, традиции и авторитеты. Однако идеология П. возникла на более зрелой стадии формирования капиталистич. уклада и антифеод. борьбы. Поэтому просветительская критика феодализма была острее и глубже ренессансной, затрагивала всю структуру общества и государства. "...В XVIII веке буржуазия достаточно окрепла для того, чтобы создать собственную идеологию, соответствующую ее классовому положению..." (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 294). Идеологи П. поставили вопрос о практическом устройстве будущего общества, считая краеугольным его камнем политич. свободу и гражд. равенство, поэтому их критика была направлена не только против деспотизма церкви, но и против деспотизма абсолютной монархии. Они выступали против всего феод. строя с его системой сословных привилегий. В. И. Ленин отмечал одушевление просветителей "...горячей враждой к крепостному праву и всем его порождениям в экономической, социальной и юридической области" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 2, с. 519). Идеология П. становилась активным фактором, помогавшим расшатывать старый, феод. строй, П. (особенно во Франции) было прямой идеологич. подготовкой бурж. революции - деятели П. "...просвещали головы для приближавшейся революции..." (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 16). В эпоху П. передовые антифеод. идеи перестали быть достоянием узкого круга идеологов. Значительно возросло число книг, брошюр, памфлетов, листовок (в т. ч. и запрещённых), пропагандировавших просветительские идеи и обращённых к широкому демократич. читателю.

Эпоху П. в Зап. Европе предваряет широко развернувшийся в 17 в. общий прогресс реальных знаний, необходимых для нужд материального производства, торговли и мореплавания. Науч. деятельность Т. Гоббса, Р. Декарта, Г. В. Лейбница, И. Ньютона, Б. Спинозы и голл. картезианцев (см. Картезианство) знаменовала важный этап в освобождении науки от духовной власти религии, бурный рост точных и естеств. наук - физики, математики, механики, астрономии, становление материализма нового времени (хотя и в его метафизич., механистич. форме и только в объяснении природы). Научно-технич. прогресс сопутствовал и способствовал формированию антифеод. идеологии.

Ею проникнуты были филос. воззрения просветителей, формировавшиеся в соответствии с наукой того времени. Мн. просветители развивали материалистич. учения о материи как единственной реальности, обладающей бесконечным разнообразием свойств. В полемике с теистич. учением (см. Теизм) о сотворении мира богом они рассматривали природу как изначально организованное целое, связанное цепью естественных причинно-следственных связей и законов. В теории познания было развито сенсуалистич. направление (см. Сенсуализм), отрицавшее существование врождённых идей (включая идею бога), а источником человеческого знания считавшее ощущения, восприятия (результат воздействия на человека внеш. мира). Оставаясь в основном в рамках механистич. и метафизич. материализма, материалисты эпохи П. (прежде всего французские) в ряде важных вопросов подошли к диалектич. пониманию природы. Они впервые в истории философии сделали из материализма атеистич. и социально-политич. выводы, направленные против феод. мировоззрения и обществ. строя.

Феод.-религ. догмам о божеств. происхождении монархич. власти и всех феод. установлений просветители противопоставили рационалистич. теории общества и государства, морали и даже самой религии (деизм, идея "естественной религии", религии разума).

С культом разума связано стремление просветителей подчинить идеальному, разумному началу и обществ. строй, гос. учреждения (к-рым надлежало, по их мнению, заботиться об "общем благе"), и жизнь людей (обществ. нравы и обычаи). Феод. строй и его институты расценивались как "неестественные", "неразумные". В вопросах обществ. развития просветители были идеалистами; их теории, базировавшиеся на абстрактных представлениях о неизменной человеческой природе, о "человеке вообще", отличались антиисторизмом и метафизичностью. Но в тех условиях эти теории, в частности теория естественного права, исходившая из представления о прирождённом равенстве людей, идеологически обосновывали требования демократич. свобод. Против феод.-абсолютистского государства была направлена теория общественного договора, согласно к-рой государство представляло собой не божеств. установление, а институт, возникший путём заключения договора между людьми; эта теория давала право народу лишить власти государя, нарушающего условия договора, плохо охраняющего естественные права граждан. Нек-рые из просветителей возлагали надежды на "просвещённого монарха", рассчитывая, что абсолютизм, уже лишивший политич. независимости феод. сеньоров, осуществивший преобразования, направленные на ликвидацию провинциальной обособленности и установление политич. единства нации, в дальнейшем проведёт необходимые бурж. реформы, - возникла идея просвещённого абсолютизма. Однако та часть просветителей, к-рая в большей мере представляла интересы народа, шла значительно дальше, отстаивая идеи нар. суверенитета и демократич. республики.

В области экономики большинство просветителей считали нормальным соревнование частных интересов, требовали введения свободы торговли, правовых гарантий частной собственности от феод. ограничений и произвола (с П. связаны экономич. теории физиократов и др. направлений классической буржуазной политической экономии).

Оружием борьбы с феод. мировоззрением была для деятелей П. и история, к-рую они рассматривали как "школу морали и политики". Для просветительских взглядов на историю наиболее характерны: изгнание теологии из объяснения историч. процесса; резко отрицат. отношение к ср. векам (к-рые объявлялись эпохой невежества, фанатизма, религ. предрассудков, тирании); преклонение перед античностью (здесь просветители искали подтверждения своих идеалов); ист. оптимизм, вера в прогресс, рассматривавшийся как поступательное развитие культуры, торговли, пром-сти, техники; всемирно-ист. подход, представление о человечестве как едином целом, признание закономерного характера ист. развития (подчинённого определённым "естественным законам").

В соответствии со всей системой взглядов просветителей, с верой в великую преобразующую силу разума находилось их особое внимание к проблемам воспитания. Они не только беспощадно критиковали пережитки ср.-век. системы воспитания, но и внесли новые принципы в пед. науку (Дж. Локк, К. А. Гельвеции, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо, позднее швейц. педагог-демократ И. Г. Песталоцци и др.) - идеи решающего влияния среды на воспитание, природного равенства способностей, необходимости соответствия воспитания человеческой природе, естеств. склонностям ребёнка, требование реального образования и др.

Деятели П. противопоставляли христианско-религ. морали с присущей ей идеей отрешения от мирских благ и безусловного подчинения индивида церк.-феод. иерархии идеи эмансипации личности, раскрепощения её от уз феод. морали, религии, сословных и иных ограничений, индивидуалистические теории "разумного эгоизма", мораль, основанную на здравом смысле. Но в эту же эпоху (особенно накануне Великой франц. революции) получили развитие и иные этич. и гуманистич. принципы - возникла идея новой гражданственности, требовавшей самоограничения личности, дисциплинирования индивида в духе революц. морали, - благо гос-ва, республики ставится выше блага отд. человека.

Не только философия П., взгляды на историю, политику, мораль, но и эстетич. воззрения просветителей, их художеств. творчество складывались в единую систему, пронизанную отрицанием феод. идеологии, духом борьбы за раскрепощение личности. Идеология П. находила выражение в разных художеств. направлениях лит-ры, изобразит. иск-ва: просветительском классицизме, просветительском реализме, сентиментализме (к-рый многими гранями соприкасался с просветительским реализмом); ни одно из них не стало направлением, единственно выражавшим эпоху, в большинстве случаев они сосуществовали. Но все эти художеств. направления несли просветительскую идейную нагрузку. Для них было характерно утверждение некой нормы и отрицание всего, что её нарушает или искажает. Просветительский реализм исходил из нормы, устанавливаемой разумом, нарушение её обличалось или высмеивалось в сатирич. жанрах лит-ры, утверждение же нормы (определённого этич. или обществ. идеала) олицетворялось в образах положит. героев семейно-бытового романа, т. н. мещанской драмы. Для сентименталистов нормой человеческого поведения было "естественное", поэтому они признавали приоритет не разума, а чувства, что было своеобразной формой протеста против сословных предрассудков, политич. насилия и иных форм нарушения нормы (естественных прав). Эстетика просветительского классицизма ставила проблему конфликта между идеалом человека и его реальным образом; "добрая природа" человека противопоставлялась человеку "социальному", "продукту среды", нарушающему этич. норму (идеал). Для писателей эпохи П. характерно стремление приблизить лит-ру к жизни, превратить её в действенный фактор, преобразующий обществ. нравы. Лит-ру П. отличало ярко выраженное публицистич., пропагандистское начало; она несла высокие гражд. идеалы, пафос утверждения положит. героя и т. д. В наиболее выдающихся произв. просветительской художеств. лит-ры известная ограниченность просветительского мышления, дидактичность, назидательность преодолевались. Яркие образцы просветительской художеств. лит-ры дали Вольтер, Руссо, Дидро, П. О. К. Бомарше (Франция), Г. Э. Лессинг, молодые И. В. Гёте и Ф. Шиллер (Германия), С. Ричардсон, Г. Филдинг, Т. Дж. Смоллетт, Р. Б. Шеридан (Англия) и мн. др. Ведущую роль среди лит. жанров играли сатирич. и семейно-бытовой роман, "роман воспитания", сатирико-нравоучит. эссе, философская повесть, драма, особенно т. н. мещанская драма.

Осн. направлениями в изобразит. иск-ве этой эпохи были классицизм, обретший отчётливо просветительский оттенок (напр., в творчестве арх. К. Н. Леду и живописца Ж. Л. Давида во Франции), и просветительский реализм, распространившийся преим. в живописи и графике (Ж. Б. Грёз во Франции, У. Хогарт в Англии, Д. Н. Холовецкий в Германии и др.).

Идеи П. оказали существ. влияние и на музыку (особенно во Франции, Германии, Австрии). Просветители (Руссо и Дидро во Франции, И. И. Винкельман и Лессинг в Германии и др.) выработали новую систему эстетических (в т. ч. муз.-эстетич.) взглядов. Их воззрения на задачи муз.-драматич. иск-ва непосредственно подготовили оперную реформу К. В. Глюка, провозгласившего "простоту, правду и естественность" единств. критериями красоты для всех произведений иск-ва. Общественно-политич., этич. и эстетич. идеи просветителей явились духовной основой формирования венской классической школы, ярко проявившись в творчестве её крупнейших представителей - Й. Гайдна, В. А. Моцарта, в музыке к-рых главенствует оптимистич., гармоничное мировосприятие, Л. Бетховена, в творчестве к-рого, проникнутом духом героики, нашли отражение идеи Великой франц. революции.

Острота противоречий между нарождавшимся капитализмом и феодализмом, неразвитость внутр. антагонизмов бурж. общества дали возможность просветителям выступать в качестве представителей интересов всей угнетённой нации, определили смелость бурж. мысли того времени. Это позволяет говорить о едином просветительском лагере, единой антифеод. просветительской идеологии, несмотря на неоднородность П., идейные и политич. расхождения внутри лагеря просветителей по многим политич., идеологич., филос. и др. вопросам. Тяжёлое положение гор. и сел. бедноты, страдавшей от двойного (феод. и капиталистич.) гнёта, создавало условия и для возникновения особой, эгалитаристской (см. Эгалитаризм) и коммунистич. тенденций в просветительской лит-ре.

Различия социально-экономич. условий и нац. традиций обусловили специфику П. в разных странах.

В Англии просветительская мысль имела своим истоком идеологию, рождённую Англ. бурж. революцией 17 в. Однако англ. П. сложилось уже в послереволюц. эпоху, когда "героический период" революции завершился компромиссом между крупной буржуазией и частью зем. аристократии ("Славная революция" 1688-89). Этот классовый компромисс отчётливо проявился в филос. и политич. теориях Дж. Локка. В условиях быстрого технич. прогресса и возраставшего экономич. могущества Англии П. в нач. 18 в. проходило под знаком социального оптимизма. Большой популярностью пользовалось учение о всеобщей гармонии (А. Шефтсбери и др.). Оптимистич. мироощущение окрашивало англ. филос. и художеств. мысль 1-й пол. 18 в. (напр., "Опыт о человеке" А. Попа, 1732-34). Критике подвергались лишь моральные изъяны общества, устранимые просвещением и прогрессом. Просветители прославляли экономич. процветание, пафос покорения природы, предприимчивого человека, не теряющего присутствия духа в самых тяжёлых обстоятельствах. Д. Дефо первый представил совр. ему буржуа как "естественного человека". К "Робинзону Крузо" (1719) восходят все последующие робинзонады бурж. лит-ры, философии и политич. экономии, в к-рых отдельный изолированный (взятый вне обществ.-ист. связей) индивид становился исходным пунктом для построения всей системы обществ. отношений. Однако не все просветители разделяли оптимистич. иллюзии. Нек-рые из них отвергали миф о гармонии и универсальном добре и утверждали, что в основе благосостояния Англии лежат пороки и преступления (Б. Мандевиль, прямо полемизировавший с Шефтсбери). Дж. Свифт, веривший в добрую природу человека, считал, однако, что в реальном исторически сложившемся обществе не существует ни гармонии, ни добродетели; идеальное "естественное состояние", одухотворённое добродетельным разумом, он находит лишь в иронич. утопии - царстве разумных лошадей ("Путешествие Гулливера"), Борьба двух противоположных тенденций - вера в благую природу человека и показ столкновения эгоистич. интересов в реальной жизни - пронизывает романы Г. Филдинга. Идеализированный "естественный человек" с его добродетелями одерживает в романах Филдинга верх над силами эгоизма и своекорыстия. Но в творчестве Филдинга и особенно Т. Дж. Смоллетта, в романах к-рого не доброта, а эгоизм, беспринципность, жадность выступают как главные свойства "человеческой природы", уже назревал кризис просветительского оптимизма. Англ. "вольнодумцы" 18 в.- Дж. Толанд, А. Коллинз, Дж. Пристли и др.- развивали в деистической форме идеи материализма, пропагандировали осн. идеи П.- культ разума, призванного заменить слепую веру, равенство людей от рождения, свободу совести и др. Во Франции П. на первых порах заимствовало многие идеи у англичан, но, в отличие от "послереволюционного" англ. П., французы применяли их в преддверии революции, в условиях острой политич. борьбы. Просветительская критика была здесь более действенной и получила огромный обществ. резонанс, будучи направлена в первую очередь против феодальных учреждений, а не обществ. нравов. П. 18 в. имело здесь таких блестящих предшественников, как П. Гассенди, П. Бейль и выдающийся революционный демократ, материалист, атеист Ж. Мелье. Идейными вождями "старшего поколения" франц. просветителей 18 в. были Вольтер и Ш. Монтескье. Филос. основой их воззрений был деизм. С позиций разума франц. просветители боролись с религ. мировоззрением, решительно выступая против католической церкви, против феодального деспотизма и юстиции, они внесли большой вклад в разработку просветительской философии истории. Веря в историч. прогресс, они обычно не связывали его с политич. развитием масс, возлагая надежды на "просвещённого монарха" (Вольтер) или пропагандируя конституц. монархию по англ. образцу и "разделения властей" теорию (Монтескье). Деятели 2-го этапа франц. П.- Д. Дидро, К. А. Гельвеции, П. А. Гольбах и др.- были в своём большинстве материалистами и атеистами. Центр. событием этого этапа стал выпуск "Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел" (1751-80). В этом издании, распространявшем антифеод. критику на все области идеологии, принимали участие Дидро - гл. организатор "Энциклопедии", Д'Аламбер, Вольтер, Монтескье, Гельвеции, Гольбах, Ф. Кенэ, А. Тюрго, Э. Б. Кондильяк, Ж. А. Кондорсе и мн. др. (см. Энциклопедисты). По мере приближения революции росло влияние произведений, содержавших более радикальную критику феод. строя и воспринимавшихся как прямой призыв к революции (прежде всего трактат Ж. Ж. Руссо "Об общественном договоре...", 1762). Руссо считал, что, избавившись от сословного строя, люди должны добровольно ограничить свою свободу во имя интересов общества. В будущем разумном обществе вместо суммы личных интересов, конкурирующих между собой, установится единая воля, носителем к-рой выступит гос-во. Новая гражданственность ограничит благо каждого во имя блага всех. В этом и был корень аскетич. добродетели якобинцев - последователей Руссо. Учение о новой морали и о царстве разума, несмотря на субъективную убеждённость франц. просветителей в том, что их проекты несут счастье всему человечеству, на самом деле было "...не чем иным, как идеализированным царством буржуазии..." (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 17). Выразителями особых стремлений и чаяний нар. низов, только формирующейся демократической идеологии стали создатели ранних коммунистич. утопич. теорий - Мелье, Морелли, Г. Б. Мабли.

Под сильным воздействием идей англ. и франц. П. (особенно идей Дж. Локка. франц. материалистов, Ж. Ж. Руссо) формировалось просветительское движение в Сев. Америке, где оно стало идейным знаменем первой бурж. революции на Амер. континенте - Войны за независимость в Северной Америке 1775-83. Ведущими деятелями амер. П. были: Б. Франклин - учёный, экономист, писатель, организатор Амер. филос. общества (1743); Т. Джефферсон - революц. демократ, автор Декларации независимости 1776; Т. Пейн - самый радикальный из амер. просветителей. Для амер. П. характерна резко выраженная антиклерикальная позиция, противопоставление христ. религ. культу культа разума. С особенно резкими нападками на христ. церковь выступали Пейн, И. Аллен, К. Колден. Амер. просветители были деистами (не атеистами), ведущим здесь было радикальное, демократич. крыло деистов. Они пропагандировали и другие передовые филос. и обществ. теории своего времени: стояли на позициях рационализма, теории естественного права, развивали положение о врождённом, естественном равенстве людей, были сторонниками республики. Демократизм, непосредственное участие в революции были характерны для большинства амер. просветителей, делавших из своей философии революц. выводы, отстаивавших идеи нар. суверенитета, обосновывавших право народа на революцию. Материалистич. идеи развивали учёные-просветители Т. Купер, Б. Ращ, Дж. Бьюкенен, подчёркивавшие необходимость связи философии с естеств. науками. Помимо науч. трудов и политич. публицистики, П. получило отражение в художеств. лит-ре (поэзия Ф. Френо, сатирич. романы X. Брекенриджа). Революц.-демократич. идеи амер. П. и особенно конституц. документы, принятые в революц. эпоху и воплотившие идеи П., - виргинская Декларация прав (1776), Декларация независимости 1776-оказали влияние на идеологию и законодательство Великой франц. революции.

В Италии П. ("Illuminismo") было связано с борьбой за нац. объединение. Большое место в трудах просветителей занимал вопрос о едином лит. итал. языке: "Опыт философии языков" (1800) М. Чезаротти, статьи в "Венецианской газете" и "Наблюдателе" (изд. Г. Гоцци), журналах "Литературный бич" (издатель Дж. Беррети) и "Кафе" (издатели братья П. и А. Верри). Особенно отчётливо просветительские идеи сказались в творчестве и деятельности философов, юристов, экономистов П. Верри, Ч. Беккариа, Г. Филанджери. В художеств. лит-ре итал. П. ведущая роль принадлежала К. Гольдони, создателю реалистич., выражавших демократич. идеи бытовых комедий, В. Альфьери, автору классицистич., проникнутых идеями П. трагедий.

В Испании П. развивалось под влиянием идей франц. физиократов и энциклопедистов. Просветители 18 в. подвергли критике ср.-век. схоластику и религ. догмы, проповедовали опытное знание, просветительскую эстетику (Б. Фейхоо), отстаивали принципы атомизма Гассенди (философы А. Эксимено-и-Пухадес, Хуан Андрее, А. Авенданьо, X. Б. Берии и др.), развивали учение физиократов (П. Кампоманес и др.). Одним из крупнейших деятелей П. был Г. Ховельянос. Несмотря на известную слабость и половинчатость П. в Испании, просветители здесь внесли существенный вклад в идейную подготовку 1-й Исп. революции 1808-14.

В Германии на П. наложили отпечаток относительная экономич. и политич. отсталость страны, её раздробленность, политич. незрелость нарождавшейся буржуазии. Просветительская деятельность в Германии отражала протест против феод. раздробленности, абсолютистского произвола, идейной нетерпимости. Творчество ранних нем. просветителей носило умозрительный, теоретич. характер. Первое выражение П. получило в сфере науки и философии. Труды X. Томазия, Г. В. Лейбница, X. Вольфа знаменуют ранний, оптимистич. этап П., связанный с утверждением всемогущества разума, к-рый способен разрешить любые противоречия реального мира. На этом этапе важно было отделить философию от теологии, обосновать свободную от религии светскую мораль, эмансипировать науч. знание (хотя при слабости материалистич. направления в нем. П. борьба с официальной церк. идеологией приобретала здесь чаще всего половинчатый, компромиссный характер). У ранних просветителей социально-обличит. мотивы звучали ещё слабо. С кон. 50-60-х гг. 18 в. усилились критика существующего строя, протесты против феод. произвола. На этом этапе центр. фигурой П. стал Г. Э. Лессинг с его обличением феод. тирании, осуждением религ. нетерпимости. Лессинг обосновывает принципы эстетики просветительского реализма. Ф. Г. Клопшток открывает традицию гражд. лирики, утверждает самобытный путь нем. поэзии. И. И. Винкельман, в противовес нем. условиям жизни, превозносит породившую великое иск-во демократию древних греков. И. Г. Гердер утверждает единство ист. процесса, развивает принципы историзма и нац. своеобразия в искусстве. Эти идеи оказали большое влияние на деятелей нем. П., связанных с движением "Бури и натиска", развившимся в 70-х гг. 18 в. Это движение, проникнутое духом бунтарства, отразило рост антифеод. настроений (творчество молодого И. В. Гёте, ранние драмы Ф. Шиллера, пьесы Ф. М. Клингера и Я. М. Р. Ленца, баллады Г. А. Бюргера, лирика и публицистика К. Ф. Д. Шубарта и др.). Последний этап нем. П. связан с переворотом в умах, порождённым Великой франц. революцией. В этих условиях в рамках нем. П., с одной стороны, формировалась революц.-демократич. идеология (нем. "якобинцы" - Г. Форстер, В. Л. Векрлин, А. Ребман), а с другой - т. н. веймарский классицизм Гёте и Шиллера (веймарского периода их жизни), устремивших свои поиски в сторону гуманистич. морали, эстетич. воспитания как средства разрешения противоречий культуры и истории; наметился выход за рамки просветительской идеологии, развивалась антибурж. тенденция. Выход за пределы рационализма П. обозначился и в философии И. Канта, взгляды к-рого Маркс назвал "...немецкой теорией французской революции..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 88). Нем. П. 2-й пол. 18 в. существенно обогатило развитие общеевроп. просветительской мысли и явилось своего рода итогом всего зап.-европ. П.

В эпоху, наступившую после Великой франц. революции, несоответствие между просветительскими идеалами и устанавливавшимся бурж. строем, обнажение противоречий капиталистич. общества (в условиях начавшегося пром. переворота) влекли за собой возрастающее разочарование прогрессивных мыслителей в результатах революции и бурж. прогресса в целом, осознание того, что "...установленные „победой разума" общественные и политические учреждения оказались злой, вызывающей горькое разочарование карикатурой на блестящие обещания просветителей" (Энгельс Ф., там же, т. 19, с. 193). Кризис просветительской идеологии (в англ. П. он наметился уже в 18 в.), выразившийся в скептич. пересмотре возможностей человеческого разума, сомнении в бурж. прогрессе, разрушении эстетич. просветительского идеала и др., всё более выявлявшиеся слабые стороны и ограниченность системы просветительского мировоззрения (антиисторизм, метафизичность, жёсткая нормативность и др.) привели в 1-й пол. 19 в. к утверждению - в качестве господствующего - нового идейного и художеств. течения - романтизма. Одновременно шло наступление на идеологию П. как со стороны сил феод. реакции, так и - в возрастающей степени - со стороны идеологов самой буржуазии, становившейся всё более консервативной. В направлениях бурж. обществ. мысли взгляды просветителей вульгаризировались, теряли свою революц. направленность (напр., утилитаризм И. Бентама и Дж. С. Милля, позитивизм О. Конта и др.), истолковывались в духе бурж. либерализма, оборачиваясь апологетикой бурж. строя. Генетически сохранял известную связь с идеями П. утопический социализм, представлявший, однако, уже качественно новый этап в развитии обществ. мысли. Неразрешённость задач бурж. революции в ряде стран вызывала оживление идей П. и в 19 в. Напр., в Германии это проявилось в филос. творчестве Л. Фейербаха, в ист. концепциях историков гейдельбергской школы (Ф. К. Шлоссер и др.).

Подробнее...


Искать: « большая историческая энциклопедия скачать » во всех доступных словарях и справочниках
Большая Советская Энциклопедия
Copyright © 2019    ·    О проекте: «Рефераты, Энциклопедии, Словари On-Line»    ·