Большая Советская Энциклопедия


Поисковый запрос:

Наука и научные учреждения

К. - одна из стран древней цивилизации на Востоке. Издавна в К. велись аст-рономич. и метеорологич. наблюдения, развивалась строит, техника (в 553-66 построен крупнейший на Д. Востоке буддийский монастырь Хваннёнса; в 742- 764 - пещерный храм Соккурам). В 632-647 близ столицы гос-ва Силла Кён-джу была сооружена астрономич. башня Чхомсондэ - древнейшая обсерватория в Вост. Азии. В 718 в К. изобретены водяные часы. В 682 в Силла открылось высшее гос. училище "Кукхак", где с 717 началось преподавание медицины и математики, а с 794 - астрономии. Широкое распространение в К. получило в 11-13 вв. производство фарфоровых изделий. Корейцы заимствовали кит. ксилографию. Достижением печатной техники явилось ксилографич. издание буддийского канона (св. 6 тыс. томов). В 1234-41 в К. стали применять типографский металлич. шрифт; с 1403 он получил распространение; был усовершенствован в 1434.

С сер. 15 в. развивались прикладные науки. Кор. учёные в труде "Нонса чик-соль" ("Книга о земледелии") обобщили агрономич. знания своего времени. Для метеорологич. наблюдений с 1441 использовался дождемер. Ян Сон Джи и др. составили историко-географич. описание Коре и географич. карту К. (1451). Крупные достижения имелись в мед. науке. В 1432 завершено составление кор. фармакопеи "Хянъяк чипсонбан", в 1445 издана мед. энциклопедия "Ыйбан юч-хви". В 15-17 вв. появились значит, ес-тественнонауч. труды, среди которых энциклопедия < Тонгу к ёджи сыннам" ("Обозрение достопримечательностей Вост. гос-ва") в 55 кн. (1487) и мед. энциклопедия "Тоный погам" ("Сокровищница вост. медицины") в 25 кн., составленная Хо Джуном (1610). В 15- 16 вв. больших успехов достигла К. в области воен. техники. В 1450 издан крупный труд "Тонгук пёнгам" ("Воен. зерцало Вост. гос-ва"). Известен своими усовершенствованиями конструкций военных кораблей и арт. оружия флотоводец Ли Сун Син (16 в.). По его проектам был построен боевой корабль, вооружённый пушками, огнемётами, гигантскими луками и приспособленный для тарана.

Внешнеполитическая изоляция (17-2-я пол. 19 вв.) тормозила экономич. и культурное развитие К. Однако и в этот период естественнонауч. и технич. исследования продолжались. Результаты их отразились в энциклопедии "Тон-гук мунхон пиго" (100 кн., 1770) и в с.-х. энциклопедии "Синпхён нонсо" (1798). С сер. 19 в. началось нек-рое оживление естественнонаучной мысли в К. В это время получили известность труды Нам Бен Гиля и Нам Бен Чхоля по математике и астрономии. В 1861 изданы работы Хван Хэ Ама по терапии. Исследования по географии вёл Ким Джон Хо, составивший подробную карту К. (1861). Большое значение для развития естествознания в стране имели труды учёных - сторонников движения сирхак - Хон Дэ Ёна, Ли Су Гвана и др. Их работы были посвящены многим проблемам и нередко носили энциклопедия, характер.

Аннексия К. япон. империалистами задержала развитие естеств. наук. После подавления япон. карателями Мартовского восстания 1919 мн. учёные вынуждены были эмигрировать.

После освобождения К. (1945) в Сев. К. были созданы благоприятные условия для развития науки. В 1946 в Пхеньяне основан Гос. ун-т им. Ким Ир Сена. В 1947 начали работать первые науч. учреждения.

Философия. В древней К. получили своеобразное развитие системы буддизма, конфуцианства и даосизма. Видными представителями буддизма махаяны явились Вонхё (7 в.) и Ыйчхон (11 в.). Теоретиками конфуцианства были в 7 в. Соль Чхон, в 9-12 вв. - Чхве Чхи Вон, Чхве Чхун, Ким Бу Сик и др. Предоставляя буддизму первенствующую роль в нравственном воспитании подданных, они считали конфуцианство основой гос. правления. В кон. 13-14 вв. распространилось неоконфуцианское учение кит. философа Чжу Си (Ан Хян, Ли Сэк, Чон Мои Джу, Чон До Джон и др.). Став с кон. 14 в. гос. идеологией, неоконфуцианство в дальнейшем выделило различные идейные течения и фи-лос. школы (Ким Джон Джик, Чо Гван Джо и др., 15-16 вв.). В 16-17 вв. сложилась самая крупная идеалистич. филос. школа К., школа последователей Чжу Си - соннихак, или лихак (школа "ли", или школа естеств. закона и природы вещей): Ли Хван, Ли И, Ким Ин Ху и др. Представителями материалистич. традиции были Ким Си Сып и Со Ген Док. В 17 в. кор. последователи учения кит. философа Ван Ян-мина (янмёнхак-пха) выступили как противники неоконфуцианства. Из среды этой школы вышел Им Сон Джу (18 в.), отстаивавший первичность материального начала "ки"; его учение продолжил Чхве Хан Ги (19 в.). В 17-19 вв. значит, вклад в развитие материалистич. традиций в обществ, мысли К. внесли филос. и социологич. идеи представителей движения сирхак (Ли Су Гван, Пак Чи Вон и др.). Попытки укрепить неоконфуцианство в кон. 18- сер. 19 вв. (Ки Джон Джин и др.) осуществлялись под лозунгом "защиты истины и искоренения ложных учений" (эти учения включали в себя католицизм, проникший в К. в кон. 18 в., янмёнхакпха, сирхак, учение секты Тонхак и др.). Религиозное учение секты Тонхак, основанной в нач. 1860-х гг. Чхве Дже У, содержало в себе пантеистич. элементы и идеалы всеобщего равенства людей. С открытием К. для иностр. гос-в в страну начали проникать социально-политич. теории Запада. В кон. 19 в. и нач. 20 в. развернулось движение бурж. культур-но-просветит. мысли патриотич. направления (Чу Си Ген и др.). После восстания в 1919 получили распространение идеи марксизма-ленинизма. С освобождением К. от япон. колон, господства (1945) идеи марксизма-ленинизма стали преобладающими в Сев. К.

В. К. Пак.

Подробнее...


Искать: « НАУК » во всех доступных словарях и справочниках
Большая Советская Энциклопедия
Copyright © 2019    ·    О проекте: «Рефераты, Энциклопедии, Словари On-Line»    ·