Большая Советская Энциклопедия


Поисковый запрос:

КОНДОРСЕ (Condorcet) Мари Жан Антуан Никола (17.9.1743, Рибмон, - 29.3.1794, Бурла-Рен), маркиз, французский философ-просветитель, математик, социолог, политич. деятель. Исследований с К. в области математики принесли ему и известность, и он был избран чл. франц. Ак академии наук (1769). С 1782 чл. Французской академии. В 1785 занял пост непременного секретаря Академии наук (фактически выполняя его обязанности с 1773.

Был в дружеских отношениях с Д'Аламбером, Вольтером и особенно с А. Тюрго, сотрудничал в "Энциклопедии" В 1791 избран в Законодат. собрание. с принадлежит представленный Законодательному собранию проект организации нар. обр; зования, в к-ром были выдвинуты принципы всеобщности образования, бесплатности обучения, светской школы. В Конвенте примыкал к жирондистам. Пр-во Робеспьера обвинило К. в заговоре и заочно приговорило его к смертной казни К. нек-рое время скрывался. Весной 1794 был арестован, в тюрьме покончил жизнь самоубийством. К.- сторонник деизма и сенсуализма В его лит. наследии особое место занимает "Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума" (1794, рус пер. 1936), в к-ром К. делает попытку установить закономерности развития истории, её осн. этапы, движущие силы ист. процесса. Находясь под влиянием филос. взглядов Ж. Ж. Руссо, А. Р. Тюрго. 5 го, Г. Рейналя, К. не сводил ист. процес к деяниям королей, законодателей, выдающихся личностей, уделял большее внимание культуре и нравам народа. К.-5 один из основоположников идеи ист прогресса, к-рую, однако, он развива. с идеалистич. позиций. Поступательнодвижение истории К. объяснял безгра ? ничной возможностью развития человеческого разума как демиурга истории Ист. эпохи он обусловливал этапами развития человеческого разума, указывая при этом также и на значение хоз. и по литич. факторов в обществ, развитии. В экономич. вопросах разделял взглядь физиократов. К.- сторонник теории естеств. права. Использовал эту теорию для отрицания правомерности феод, общества и обоснования необходимости, разумности и вечности буржуазного строя. Эпоха утверждения и развития общества, основанного на частной капиталистической собственности, рассматривалась К. как высшая эпоха в истории человечества. Говоря о будущем прогрессе человечества, К. мыслил этот прогресс лишь в границах бурж. правопорядка. Как идеолог восходящего обществ, класса, К. отстаивал целую систему передовых идей: равенство людей перед законом, демократич. права и свободы, гуманное уголовное законодательство, равные права для получения образования и т. п. К. гневно осуждал колониальный разбой, "... который развращает и опустошает Африку ..." ("Эскиз ...", М., 1936, с. 224), рассматривал войну "... как величайшее преступление" (см. там же, с. 248).

Идеи К. сыграли значит, роль в критике теологич. объяснения истории, провиденциализма и в особенности в развитии просветит, концепции ист. процесса. Соч.: Euvres, t. 1 - 12, P., 1847 - 49; Correspondance inedite..., P., 1883.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3, с. 530-31; Cahen L., Condorcet et la Revolution francaise. P., 1904; Cento A., Condorcet e l'idea di progresso, Firenze, [1956]; Bouissounouse J., Condorcet, [P.. 1962].
 
 

Подробнее...


Искать: « Энциклопедия » во всех доступных словарях и справочниках
Большая Советская Энциклопедия
Copyright © 2017    ·    О проекте: «Рефераты, Энциклопедии, Словари On-Line»    ·