Большая Советская Энциклопедия


Поисковый запрос:

XI. Народное образование и культурно-просветительные учреждения

В 1-й трети 19 в., когда К. входила в состав Кокандского ханства, мусульм. духовенство в целях насаждения идеологии ислама создавало конфессиональные школы-мектебы, где обучение сводилось к заучиванию наизусть отрывков из Корана на араб. яз. Во 2-й пол. 19 в. в местах оседлого поселения возникли духовные школы повышенного типа - медресе. После вхождения К. в состав России появились светские начальные рус. школы (первая открылась в 1874 в г. Караколе, ныне -Пржевальск). В 80-х гг. появляется сеть русско-туземных школ. Объективно русско - туземные школы имели в известной мере прогрессивное значение: они знакомили кирг. молодёжь с рус. языком и рус. культурой. Передовые люди К. боролись за развитие сети русскотуземных школ и увеличение в них числа учащихся-киргизов. В предреволюц. годы было 107 школ, где обучалось 7 тыс. чел., из них только 574 киргиза - дети баев и манапов; на всю К. были одна муж. гимназия и две прогимназии, в к-рых среди учащихся не было ни одного киргиза. Грамотность кирг. населения накануне Окт. революции составляла менее 1%.

Окт. революция открыла кирг. народу доступ к образованию, развитию нац. культуры. ЦИК Туркестанской республики (включавшей в тот период К.) утвердил "Положение об организации дела народного образования в Туркестанском крае" (17 авг. 1918), опубликовал декларацию о введении в республике всеобщего бесплатного обучения на родном яз. и отделении школы от церкви. Были созданы Совет по нар. образованию и комиссии по составлению программ и учебников. В сер. 1919 появились первые курсы по подготовке учителей, в 1924-25 организуются Ошский и Джалал-Абадский пед. техникумы, в 1926 - Центральный пед. техникум, в 1932 - первое высшее уч. заведение - Кирг. гос. пед. ин-т. В 20-е гг. развернулась работа по ликвидации неграмотности среди взрослого населения. Только в годы 1-й пятилетки ликвидировало неграмотность более 650 тыс. чел. Эта работа в основном была завершена к 1940. С 1927/28 уч. г. школы перешли с арабской на латинскую графич. основу письменности, а с 1940 кирг. письменность строится на основе рус. графики. Учитывая нек-рые бытовые особенности местного населения, в К. создавались передвижные школы, обслуживавшие детей животноводов, спец. школы для девочек. Большую роль в развитии образования среди женщин сыгралиженотделы парт, органов. В 1930 ЦИК и СНК Кирг. АССР приняли постановление "О введении всеобщего обязательного начального обучения на территории Кирг. АССР", к-рое было в основном осуществлено к 1936. В послевоен. годы завершился переход ко всеобщему 7-летнему обучению. По переписи 1970 грамотных среди мужчин было 99, 8%, среди женщин - 99, 6%. В 9-й пятилетке в К., как и во всей стране, будет осуществлён переход ко всеобщему среднему образованию. В 1971/72 уч. г. функционировало ок. 1, 8 тыс. общеобразоват. школ, в т. ч. 176 вечерних (сменных) общеобразоват. школ; общее число учащихся достигло 799, 1 тыс., в т. ч. ок. 40 тыс. в вечерних школах. В связи с разбросанностью мн. насел, пунктов создано 37 школ-интернатов, где обучается более 16 тыс. детей. До Окт. революции в К. работали 216 учителей, среди к-рых не было ни одного киргиза со спец. пед. образованием, в 1971/72 уч. г. в школах республики трудилось св. 40 тыс. учителей. Воспитат. и культурно-просветит. работа со школьниками ведётся также в 39 дворцах и домах пионеров, имеются 54 детско-юношеские спортшколы, респ. детская экскурсионная станция, станции юных техников и натуралистов.

За годы Сов. власти создана широкая сеть детских дошкольных учреждений. В 1971 число детских садов и яслей-садов достигло 727, в них воспитывалось 83, 3 тыс. детей.

Значит, развитие получило проф. образование. В 1971/72 уч. г. в 55 проф.технич. уч. заведениях обучалось 29, 4 тыс. уч-ся, в 36 ср. спец. уч. заведениях - 41, 5 тыс. уч-ся. До революции на терр. К. не было ни одного вуза. В 1971/72 уч. г. в 9 вузах - Киргизском университете, с.-х. ин-те, политехнич. ин-те, ин-те искусств, мед., физич. культуры, женском пед. ин-те во Фрунзе, пед. ин-тах в Оше и Пржевальске обучалось 49 тыс. студентов. Без отрыва от производства в 1971/72 уч. г. обучалось в ср. спец. уч. заведениях 13, 5 тыс. чел., в вузах 21 тыс. чел. За годы своего существования высшие и ср. спец. уч. заведения К. подготовили для нар. х-ва св. 132 тыс. специалистов.

До революции в К. почти не было культурно-просветит. учреждений. На 1 янв. 1972 функционировали 1378 массовых библиотек (11, 9 млн. экз. книг и журналов); крупнейшая библиотека - Гос. б-ка Кирг. ССР им. Н. Г. Чернышевского (см. в ст. Библиотеки союзных республик), музеи: во Фрунзе - Историч. музей Кирг. ССР, Музей изобразит, иск-в Кирг. ССР, Дом-музей М. В. Фрунзе, в Оше - обл. краеведч., в Пржевальске - мемориальный музей Н. М. Пржевальского и краеведческий музей; 1039 клубных учреждений (см. также разделы Музыка, Драматич. театр, Кино).

А. Э. Измайлов, К. И. Искаков.

Художественная самодеятельность. В 1971 насчитывалось 197 хоровых, 152 драматических, 178 танц. кружков, 146 художеств. агитбригад, 87 оркестров нар. инструментов, 23 духовых оркестра. Работают 19 нар. драматич. театров: при Дворце культуры им. В. И. Ленина во Фрунзе (с 1959), в гг. Токмак, ДжалалАбад (с 1961), Пржевальск, Ош (с 1962), Рыбачье (с 1971), при Ошском пед. ин-те (с 1971), а также в Алайском, Кировском (оба с 1960), Кочкорском, Узгенском (с 1962), Таласском, Кантском (с 1963), Сокулукском (с 1964), Иссык-Кульском (с 1%6), Советском, Токтогульском (с 1969), Джумгальском (с 1971) р-нах, в пос. Кош-Тегирмен (с 1961). При совхозе "Алга" Узгенского р-на имеется нар. филармония (с 1967). Ведущие муз. коллективы г. Фрунзе - лауреаты респ. фестиваля художеств, самодеятельности: хоровые коллективы Кирг. женского пед. ин-та, с.-х. ин-та, танц. коллектив Дворца культуры им. В. И. Ленина, вокальноинструм. ансамбли политехнич. ин-та, Кирг. ун-та. Среди лауреатов респ. фестиваля: хоровой коллектив и оркестр нар. инструментов Ошского гор. Дома культуры, хоровой коллектив и нар. ансамбль Нарынской обл., хоровой коллектив и нар. ансамбль Таласского р-на, хоровой коллектив Дома культуры г. Токмак, вокально-инструм. ансамбль "Наристе" Джумтальского р-на, ансамбль комузистов Нарынской и Иссык-Кульской обл., ансамбль темир-комузисток Рыбачинского гор. Дома культуры. Лауреатами респ. фестиваля театр, коллективов являются Таласский, Алайский, Джумгальский районные и Рыбачинский гор. нар. театры.

XII. Наука и научные учреждения

1. ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Памятники материальной культуры, археологич. находки свидетельствуют о развитой и самобытной культуре, наличии технич. знаний, навыков и ремёсел на терр. К. уже в древние времена (орхоноенисейская письменность, керамика, изделия из меди, бронзы, железа). В ср. века в К, были развиты горное дело, металлургия, литьё, гончарное ремесло, стр-во, невозможные без зачатков научнотехнич. знаний.

После того как К. вошла в состав России (2-я пол. 19 в.), появилась возможность вовлечения К. в сферу интересов рус. науки. В первых исследованиях природных богатств К. участвовали П. П. Семёнов-Тян-Шанский, Н. М. Пржевальский, Н. А. Северцов, И. В. Мушкетов, А. П. Федченко, Г. Д. Романовский, А. Н. Краснов и др., а перед 1-й мировой войной - В. Н. Вебер и Д. И. Мушкетов, подытожившие дореволюц. региональные геол. исследования. Однако реакц. политика царизма сдерживала развитие нар. просвещения, культуры и науки; науч. учреждений в К. не было.

Развитие естественных и технических наук после Октябрьской революции (до 1946). После установления Сов. власти начались исследования природных богатств и производит, сил К. На первых порах науч. работы проводились эпизодически и в небольших масштабах в основном силами АН СССР, так как в К. отсутствовали местные науч. кадры. В 1924-26 под рук. акад. А. Е. Ферсмана исследовались нек-рые виды полезных ископаемых в Юж. К.; в 1925 начали работу экспедиции Ин-та почвоведения АН СССР по геоботаническому и Моск. зоотехнич. ин-та по зоотехнич. обследованию горных р-нов. В 1924 в К. был учреждён Академический центр, с 1925

Подробнее...


Искать: « АКАДЕМИЯ НАУК АРМЯНСКОЙ ССР » во всех доступных словарях и справочниках
Большая Советская Энциклопедия
Copyright © 2020    ·    О проекте: «Рефераты, Энциклопедии, Словари On-Line»    ·