Большая Советская Энциклопедия


Поисковый запрос:

Философская и общественная мысль.

С началом формирования классового общества на терр. И. со 2 в. стала развиваться и религ.-филос. мысль. К этому времени оформились системы культов, в основе к-рых лежали анимизм и поклонение предкам. Одновременно шло восприятие индуистских (шиваизм, вишну-изм), в основном на Яве, и буддистских (махаяна), в основном на Суматре, концепций. В раннефеод. гос-вах 6-10 вв. формируются специфич. культы, в к-рых индуизм и буддизм были существенно переработаны. С 10 в. началось ещё более интенсивное переосмысливание культурного наследия Индии. В 12-14 вв. система религ.-филос. взглядов переживает кризис, связанный с потребностью в более общедоступной религии. На Яве создаются своеобразные синкретич. культы (Шивы - Будды и др.), светское (гос.) и религ. начала сливаются в рамках культа обожествляемого монарха. В зап. И. с 14 в. началось интенсивное восприятие ислама, пропагандировавшегося сначала иранскими купцами, затем арабскими торговцами. В идеологии ислама в И. меньшую роль играла проповедь джихада - священной войны, осн. толком (масхабом) в сфере религ. жизни стал более терпимый к местным традициям шафиизм. Ислам сравнительно быстро распространялся и сливался с местными верованиями, но неглубоко проник в нар. массы, особенно в развитых индуизированных р-нах. В 15-16 вв. ислам охватил народы земледельческих областей, а до конца 19 в. почти все осн. народы И. Одновременно на Амбоне и сев. Сулавеси укрепилось христианство. В условиях голл. колон, режима просветительское движение в И. в целом началось лишь в кон. 19 в. Появившаяся к этому времени, в основном на Яве, образованная интеллигенция обратилась к идеям европ. просветителей, социалистов-утопистов и деятелей нац.-освободит, движения (Дж. Мадзини). Под влиянием идей егип. религ. просветителя М. Абдо возникла также религ.-филос. просветительская организация Мухам-мадия, связанная с политич. орг-цией Сарекат ислам (осн. в 1912).

По мере развития идейной борьбы в 30-40-х гг. оформилось несколько течений в обществ, мысли совр. И. Часть деревенской верхушки и буржуазии стала придерживаться модернизированных принципов ислама, другие оставались верными консервативному индонезийскому исламу. Прогрессивная часть нац. мелкой и средней буржуазии разделяла идеи т. н. мархаэнизма (от "мархаэн" - простой человек), созданного Сукар-но (см. Исторический очерк). На идеологию нац.-освободит, движения оказывали всё большее влияние идеи марксизма-ленинизма, к-рые уже с 20-х гг. распространяла компартия И. Труды К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина неоднократно издавались в И. и легли в основу широкой пропагандистской работы КПИ; был издан ряд марксистских работ по истории и социально-экономической структуре современной И.

Д. В. Деопик.

Подробнее...


Искать: « АКАДЕМИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК » во всех доступных словарях и справочниках
Большая Советская Энциклопедия
Copyright © 2019    ·    О проекте: «Рефераты, Энциклопедии, Словари On-Line»    ·