Большая Советская Энциклопедия


Поисковый запрос:

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, комплекс государственных, социальных, экономических, медицинских и др. мер, предпринимаемых обществом для охраны и улучшения здоровья членов этого общества. Характер 3. определяется прежде всего социальным строем общества и государства. Поэтому принципы и характер 3. в капиталистич. и социалистич. обществах различны, хотя цель 3. единая - изучение здоровья и болезней, предупреждение и лечение их, сохранение здоровья и трудоспособности. Интернациональны методы 3., меры индивидуальной и комплексной профилактики, способы надзора и контроля за биосферой, методы диагностики, лечения болезней и т. п. Но для 3. каждого государства характерны национальные особенности и традиции.

В СССР и др. социалистич. странах характер социального строя обусловил возникновение нового типа 3., представляющего собой гос. систему социально-экономических, медицинских и общественных мероприятий, направленных на предупреждение и лечение болезней, обеспечение здоровых условий труда, высокой трудоспособности и активного долголетия человека. Осп. принципы социалистич. 3.- научный характер, бесплатность и общедоступность квалифицированной мед. помощи, профилактич. направление, участие общественности в 3. В СССР принципы 3. определяются политикой КПСС и Сов. государства. В Программе КПСС, принятой 22-м съездом КПСС, записано: "Социалистическое государство - единственное государство, которое берет на себя заботу об охране и постоянном улучшении здоровья всего населения. Это обеспечивается системой социально-экономических и медицинских мероприятий" (1971, с. 96). Основные положения о 3. в СССР регламентированы в законодательном порядке и наиболее полно и систематизированно закреплены в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении, принятых Верховным Советом СССР 19 дек. 1969. Синтез передовой медицины и совр. организационных форм является основой единства мед. науки и практики, чем определяется науч. характер 3. в СССР, являющийся одним из осн. принципов социа-листич. 3.11 июля 1918 В. И. Ленин подписал декрет Совнаркома РСФСР об учреждении Народного комиссариата здравоохранения РСФСР - первого в мире государственного органа управления 3. По этому декрету на бюджет государства и в ведение Наркомздрава РСФСР перешли все медико-санитарные учреждения, ранее принадлежавшие различным ведомствам, учреждениям, организациям и частным лицам. В целях объединения научных сил, использования достижений передовой мед. науки, определения направлений исследований в области медицины, решения научно-практич. задач в 1918 при Наркомздраве был организован Учёный мед. совет.

В 1936 был образован центр. орган управления 3.- союзно-республиканский Наркомат здравоохранения СССР (с 1946 - Мин-во здравоохранения СССР); мин-ва здравоохранения образованы также в союзных и автономных республиках. Исполкомы краевых, областных, городских и районных Советов депутатов трудящихся имеют отделы 3.

Для мед. обслуживания работников отд. отраслей нар. хозяйства в составе ряда министерств организованы медико-санитарные службы, а при некоторых министерствах - сан. инспекции. Координацию их деятельности осуществляет Мин-во здравоохранения СССР.

Прочная материально-техническая база позволила реализовать один из важнейших принципов социалистич. 3.- бесплатность и общедоступность квалифицированной, специализированной мед. помощи для всего населения. В СССР бюджет 3. составляет часть гос. бюджета; кроме того, привлекаются собственные средства государственных, кооперативных, профсоюзных и др. обществ. предприятий и орг-ций, а также колхозов. Заботясь о здоровье трудящихся, Сов. гос-во постоянно увеличивает расходы на 3. (включая физкультуру и спорт): в 1950 эти расходы составили 2, 1 млрд. руб., в 1960 - 4, 8 млрд. руб. и в 1970 - 9, 9 млрд. руб.

План развития 3.-составная часть плана развития нар. х-ва СССР, разрабатываемого с учётом перспектив и прогнозов экономич. развития, осн. демографич. показателей и показателей заболеваемости в отд. р-нах страны. План 3. является комплексным. В решении задач 3., в частности в проведении профилактич. мер, наряду с органами 3. участвуют и др. ведомства и организации, что обеспечивает единство их деятельности с общегосударственными органами, позволяет осуществлять координацию, централизованное управление и руководство 3. на всех уровнях по единым принципам с учётом специфики местных условий, нац. традиций и особенностей.

Профилактич. направление осуществляется как гос. система социальных и мед. мер, имеющих целью предупреждение возникновения болезней, а также мер по охране здоровья, трудоспособности и активного долголетия. Большое значение в охране здоровья трудящихся, лечении и профилактике различных заболеваний имеет санаторно-курортное лечение (см. Курорты, Санаторий, Дом отдыха). Развитие медицины в теоретич. и практич. плане осуществляют Академия мед. наук СССР, её проблемные комиссии и учёные мед. советы мин-в здравоохранения. С 1965 в обеих палатах Верх. Совета СССР функционируют постоянные комиссии по здравоохранению и социальному обеспечению; при местных Советах депутатов трудящихся существуют постоянные комиссии по 3., осуществляющие контроль и помощь в деятельности органов 3. Большую работу выполняют представители профсоюзов, активисты Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР, а также общественные организации.

В зарубежных социалистич. странах 3. строится в основном на принципах, аналогичных принципам советского 3. На иных принципах построена система 3. в капиталистических странах. В функции гос. органов 3. обычно входят: сан. законодательство, сан. охрана границ, воен. медицина, организация леч. помощи нек-рым контингентам населения (напр., инвалидам войны, иногда психическим больным), регламентация прав и обязанностей врачей, мед. образование (высшее), торговля медикаментами. В функции органов самоуправления (муниципалитетов и др.) входят организация больниц и, в ограниченных размерах, внебольничных учреждений по охране материнства и детства, по борьбе с туберкулёзом и др. социальными болезнями, организация сан. надзора. Содержание муниципальных медицинских учреждений (больниц) основано на принципе самоокупаемости, лечение в них производится только за плату. Наряду с муниципальными и благотворит. больницами существует значит. число частных лечебниц, являющихся чисто коммерческими предприятиями.

Однако с высокоразвитой науч. медициной уживаются открытое знахарство и шарлатанство, напр. в США легально существуют тысячи знахарей, остеопатов, хиропрактиков, обирающих легковерных пациентов. Беззастенчивая реклама различных чудодейств. "лечебных" средств дополняет эту спекуляцию на болезнях.

Даже в самых богатых капиталистич. странах отсутствует развитая система мед. помощи сел. населению. В совр. капиталистич. странах сложились в основ. три системы организации мед. помощи населению: частнопредпринимательская, страховая медицина и гос. служба 3.

Наиболее ярко частнопредпринимательская медицина представлена в США, Испании, Португалии и нек-рых др. гос-вах. Напр., в США нет обязательного страхования от болезней. Стоимость больничного лечения неуклонно растёт. Так, по свидетельству газ. "Нью-Йорк тайме", плата за 10-дневное пребывание в нью-йоркских частных больницах увеличилась с 560 долл. в 1960 до 842 долл. в 1966.

"Добровольное" страхование на основе т. н. авансового группового обеспечения прогрессивные круги справедливо называют "рассрочкой нужды" - оно лишь в небольшой степени (ок. 40% ), притом за счёт самого рабочего, возмещает стоимость мед. помощи.

Особенностью амер. 3. является значит. размер госпитального фонда для психиатрич. больниц, это обусловлено чрезвычайно большим распространением в стране нервно-психич. заболеваний.

Страховая медицина получила распространение в большинстве ев-роп. капиталистич. стран, а также в нек-рых странах Азии и Лат. Америки. Для этой системы характерны: а) обязательное гос. страхование части или всего населения страны; б) участие в финансировании расходов на мед. помощь самих застрахованных, а также предпринимателей, правительств. и муниципальных органов; в) неполная компенсация расходов застрахованных на мед. помощь; г) леч. направленность. В нек-рых странах обязательному гос. страхованию подлежат только рабочие и служащие пром. предприятий (напр., ФРГ), в других - всё население страны (Норвегия, Австрия). Осн. источником образования фондов социального страхования являются взносы самих застрахованных (напр., в Норвегии ок. 55%). В среднем расходы на мед. помощь составляют 1, 5-3% заработной платы. Больничная помощь оказывается в гос., муниципальных, частных или благотворит. лечебницах, т. к. своих больниц страховые органы не имеют; оплату за лечение (частично или полностью) производят страховые кассы. Бюджет по страховой медицине не включает средств на профилактич. мероприятия.

Гос. служба 3. Среди капиталистич. стран в наиболее полном виде гос. служба 3. введена в Великобритании с 1948. Эта наиболее прогрессивная система 3., возникшая в результате длит. классовой борьбы, справедливо расценивается англ. рабочими как их серьёзное достижение. Гос. служба включает вне-больничную и больничную помощь, консультацию специалистов, а также нек-рые виды профилактич. помощи. Все виды мед. помощи, за исключением медикаментозной, обеспечиваются в основном бесплатно. Внебольничная помощь в кабинете врача и на дому оказывается врачами общей практики. Обычно это врачи-универсалы, принимающие всех приписанных к ним больных независимо от характера заболевания (терапия, педиатрия, акушерство, кожные и др.). На консультацию к специалисту может направить только врач общей практики. Расходы по содержанию и оснащению кабинета, а также оплате вспомогат. мед. персонала несёт сам врач. Нек-рые профилактич. мероприятия осуществляются местными органами 3. (напр., комитетами 3. графств), в т. ч. сестринская служба по уходу за больными на дому, помощь психическим больным, перевозка больных, профилактич. иммунизация и др. Учреждений санаторно-курортного типа, домов отдыха нет.

В странах, освободившихся от колониализма, осуществляются демократич. преобразования в различных сферах социальной жизни, в т. ч. и в области 3. Тяжёлое наследие прошлого, недостаток мед. кадров и материальных средств не дают возможности широко осуществить эти важные начинания, но всё же отмечается значительный прогресс в 3.: проводятся мероприятия по предупреждению массового распространения таких заболеваний, как оспа, малярия, глистные инвазии и др.

Контакты между различными странами привели к расширению международного сотрудничества и в области 3. Сфера деятельности Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) расширяется. СССР и др. социалистом, страны играют в ней важную роль, всемерно способствуя развитию междунар. сотрудничества в области 3. Проблемы 3. и социальной гигиены как интегрирующей науки стали превращаться из внутр. проблем отд. страны в интернациональные.

Лит.: Соловьёв 3. П., Вопросы социальной гигиены и здравоохранения, Избр. произв., М., 1970; Белицкая Е. Я., Проблемы социальной гигиены. Л.. 1970; Б а т к и с Г. А., Л е к а р е в Л. Г., Социальная гигиена и организация здравоохранения, М., 1969; Потулов Б. М., В. И. Ленин и охрана здоровья советского народа, 2 изд., Л., 1967; С е м а ш к о Н. А., Избр. произв., 2 изд., М., 1967; 50 лет советского здравоохранения. 1917 - 1967, М., 1967; Виноградов Н. А., Теоретические и организационные основы социалистического здравоохранения, М., 1967; Организация здравоохранения в СССР. Пособие для врачей, 2 изд., под ред. Н. А. Виноградова, М., 1962.

Н. А. Виноградов, В.Л.Дерябина.
 
 

Подробнее...


Искать: « АКАДЕМИЯ МЕДИЦИНСКИХ НАУК СССР » во всех доступных словарях и справочниках
Большая Советская Энциклопедия
Copyright © 2019    ·    О проекте: «Рефераты, Энциклопедии, Словари On-Line»    ·