Большая Советская Энциклопедия


Поисковый запрос:

ДЖАМИ Абдуррахман Нураддин ибн Ахмад (7.11.1414, Джам, близ Нишапура, Хорасан, -9.11.1492, Герат), персидский и таджикский философ и писатель. Считается завершителем классич. периода поэзии на яз. фарси. Род. в семье влиятельного духовного лица. Получив образование в Герате и Самарканде, Д. отказался от придворной карьеры и примкнул ксуфийскому ордену "накшбандийе" (см. Суфизм), привлекшему поэта своими призывами к деятельному добру. В 1456 наследовал тестю в должности гератского главы ордена. К раннему периоду творчества Д. относятся прозаич. суфийские трактаты, 1-я часть (1472) поэмы "Золотая цепь" (своего рода энциклопедия накшбандизма), а также такие светские произв., как трактаты о рифме и метрике, руководство по составлению стихотворных ребусов (муамма) - труднейшему искусству, получившему широкое распространение в 15 в.

Приход к власти (1468) Султан-Хусейна Байкары, визиром к-рого был ученик и покровитель Д. Алишер Навои, значительно укрепил положение Д. Период расцвета его лит. деятельности, наступивший после 1474, открывается религ.-филос. касыдами "Море тайн" (1475) и "Сияние духа", в к-рых Д. осуждает рационализм Ибн Сины, и сб. биографий суфийских святых "Дуновения дружбы из обители святости" (1476-78). В 1480-87 Д. завершает цикл поэм "Семь корон" ("Созвездие Большой Медведицы"). В вошедших в него поэмах "Сала-ман и Абсаль", "Юсуф и Зулейха" и "Лейли и Меджнун" поэт использует классич. жанр любовной повести для изложения суфийского учения о преодолении плотской любви на пути к истинной, т. е. божественной, любви. Поэма "Дар благородным" (1481-82) включает 20 притч, содержащих обличение произвола властей и лицемерия духовенства. Поэмы "Чётки праведников" (1482-83) и "Золотая цепь" (ч. 2-3, 1485-86) примечательны разоблачением шарлатанства в суфизме и призывами к мудрому и гуманному управлению страной. Заключает цикл "Книга мудрости Искандара" (1486-87) - поэтич. ответ на "Искан-дар-наме" Низами.

Последние годы жизни Д. ознаменованы созданием "Бахаристана" (1487), трёх лирич. диванов (1479-91) и "Трактата о музыке". Задуманный как ответ на "Гулистан" Сзади "Бахаристан" состоит из прозаич. рассказов-анекдотов, перемежаемых стихотворными вставками, и являет собой моралыю-этич. кодекс, каким он должен быть по представлениям Д.

Проникнутое высокими этическими идеалами гуманистич. творчество Д. оказало огромное влияние на развитие как персоязычной лит-ры, так и мн. др. литератур мусульм. мира.

Соч.: Бахаристан (текст и нем. пер. О. Н. Шлехта-Вшерд), Вена, 1846; Куллият, Таш., 1907; Нафахат-ол-онс, Тегеран, 1336г. с. х. (1958); Асархон мунтахаб, ч.. 1 - 5, Душанбе, 1964; в рус. пер. -Избранное, М., 1955; Трактат о музыке, Таш., 1960; Юсуф и Зулейха, М., 1964; Саламан и Абсаль, Душанбе, 1967.

Джамбулская область. 1. Добыча фосфоритов на Каратауском горнохимическом комбинате. 2. Джамбулская ГРЭС. 3. Уборка кукурузы в Мойынкумском районе.

Лит.: Бертельс Е. Э., Навои и Джами, М., 1965; А. Джами. Сб. статей, Душанбе, 1965; Рукописи произведений Аб-даррахмана Джами в собрании Института востоковедения АН Узб. ССР, Таш., 1965; Б р а г и н с к и й И. С., 12 миниатюр, [М., 1966]; История персидской и таджикской литературы. Под ред. Яна Рипки, М., 1970; Хек-мат А. А., Джами, Тегеран, 1320 г. с. х. (1941).  А.Н.Болдырев.

Подробнее...


Искать: « Энциклопедия » во всех доступных словарях и справочниках
Большая Советская Энциклопедия
Copyright © 2017    ·    О проекте: «Рефераты, Энциклопедии, Словари On-Line»    ·