Большая Советская Энциклопедия


Поисковый запрос:

2. Общественные науки

Общественная мысль с древнейших времён до нач. 20 в. Зачатки обществ, идей встречаются уже в учении маздеизма (7 в. до н. э.), к-рый по мере эволюции преобразуется в зороастризм (с 6 в. до н. э.); несколько позже возникает магизм. По филос. содержанию зороастризм и магизм являлись дуалистич. системами, основанными на представлении о борьбе в мире двух противоположных начал: света и тьмы, добра и зла.

В период зарождения и формирования феод, отношений (3-6 вв.) обострение классовой борьбы находит своё идеоло-гич. выражение в религ. учении манихейства (3 в.). Существ, влияние на его формирование наряду с зороастризмом оказали гностицизм и христианство, проникавшее на Бл. Восток в форме различных ересей (несторианство и др.). В отличие от зороастризма, манихейство выдвигало тезис о господстве в мире тьмы н зла, в плену у к-рых находятся свет и добро. Манихейство послужило религ. оболочкой идеологии маздакизма (возник в Иране в кон. 5 - нач. 6 вв.); отвергая манихейский пессимизм и аскетизм, маздакиты проповедовали иму-ществ. равенство, считая естеств. блага- землю с её недрами, воду и т. п.- общим достоянием; они призывали к переустройству земной жизни в интересах обездоленных масс, утверждали веру в возможность немедленного водворения на земле царства справедливости.

Наряду с развитием филос.-религ. представлений в А. происходит накопление исторических знаний о народах, населявших Азербайджан. Этот процесс начался в глубокой древности. Уже в 7 в. было предпринято составление летописи Кавказской Албании, известной в науке под назв. "История агван".

В сер. 7 в. А. подвергся нашествию арабов. В период борьбы азерб. народа против гнёта араб, и местных феодалов (8-10 вв.) маздакизм возродился в форме учения хуррамитов. Идеологи хуррамизма - Джавидан и Бабек-гл. причину социальной несправедливости видели в наличии крупной земельной собственности и господстве феодалов. Хуррамиты призывали народ к борьбе за освобождение от феод, гнёта, установление имущественного равенства и справедливое распределение земли между крестьянами.

В эпоху арабских завоеваний в А. и др. подвластных Халифату странах получили распространение исторические и географические знания. С 8 в. в А. по арабским переводам начинают знакомиться с греческой философией, сначала с системами Платона и Пифагора, затем - Аристотеля. Получило распространение учение Эмпедокла и др. Наряду с этим появилась большая апокрифич. лит-pa - тексты, приписываемые Эмпедоклу, Демокриту, Аристотелю и др. (т. н. Псев-до-Эмпедокл, Псевдо-Демокрит и Псевдо-Аристотель). И хотя все эти подражания не отличались глубиной философствования, они всё же сыграли свою роль, подготовив почву для зарождения нац. филос. традиции. Среди группы философов 10 в. ("Ихван ас-сафа" - "Братья чистоты"), издававшей своеобразную филос. энциклопедию, были и азербайджанцы. Арабоязычный аристотелизм имел в А. видного представителя в лице Бах-маняра (11 в.), стремившегося сочетать философию Аристотеля с исламом. Другим течением филос. и обществ, мысли А. в феод, период был суфизм, гл. обр. пантеистический, видным представителем которого был Махмуд Шабу-стари (кон. 13 - нач. 14 вв.).

Высшим достижением ср.-век. мысли А. является творчество великого поэта-мыслителя Низами Ганджеви (12 в.). По своим филос. воззрениям Низами был идеалистом, но в его мировоззрении содержались элементы стихийной диалектики и материализма. Он сочувственно относился к борьбе угнетённых масс против феодалов, воспевая труд - основу социального равенства. Разуму, идее, слову Низами отводил гл. роль в борьбе за всеобщее равенство. Старший современник Низами - поэт Хагани признавал роль ощущений и разума в познании, отрицал мистич. интуицию.

В 11 -12 вв. выдвинулась целая плеяда азерб. учёных, предпринимавших длительные путешествия по странам Востока и составивших ценные труды по истории, географии, астрономии, медицине. Известный араб, путешественник Якут Хамави называет имена людей, вышедших из Ширвана, Дербента, Сал-маса, Мараги, Тебриза и получивших образование в крупных культурных центрах Востока. Бардинец Макки ибн Ахмед путешествовал по Мавераннахру, Хорасану, по свидетельству ср.-век. авторов он оставил множество книг. Поэт-учёный ХатибТебризи (11 в.) преподавал в медресе Низамия в Багдаде. Абубекр Мухаммед Ширвани занимался правоведением.

Монг.-тат. нашествие 13 в. привело к усилению реакции в области обществ, мысли в А. Однако в этот период жил и работал прогрессивный учёный - астроном и математик Насирэддин Туси. В его "Трактате о династиях" изложен утопический проект переустройства экономической политики гос-ва (значит, сокращение налогов и податей, новый принцип установления размеров налога, исходящий из учёта степени доходности земельных участков и имуществ. ценза налогоплательщиков). Ему принадлежит идея своеобразной классификации гос. расходов и доходов.

В это же время были сделаны важные шаги в прогрессивном развитии ист. познания (созданы летописные ист. сочинения и др.). В труде тебризского историка Фазлаллаха Рашидаддина (13 - 14 вв.), известном под назв. "Джами ат-таварих" ("Сборник летописей"), содержатся ценные сведения об экономич. и политич. событиях в А. и сопредельных странах периода мопг.-тат. владычества. Мухаммед Нахичевани (14 в.) составил кн. "Дастур аль-китаб" ("Руководство для писца"), в к-рой приводятся сведения о социально-экономич. жизни А. 13-14 вв.

В 14-15 вв. на Бл. Востоке получает распространение религ.-филос. учение хуруфизм. Крупным представителем этого учения был азерб. поэт Имадеддин Несими. Ценный материал по истории и географии А. во 2-й пол. 15 в. собран ъ соч. учёного-географа Абдуррашида Бакуви. Знатоком логики, лит-ры и вост.

•словесности был уроженец Тебриза Бедреддин Эмир Сеид Ахмед Ляляви. Автором популярного на Востоке труда тю этике "Ахлаги-Джелали" был историк и философ Джалаладдин Мухаммед Давани.

В 16 в. в связи с нек-рым оживлением экономич. жизни происходит известный подъём в области науки и обществ, мысли. Поэт М. Физули, в целом не выходя за рамки идеалистич. мировоззрения, в своих произведениях высказал ряд прогрессивных идей в области философии, логики и политики; в своём этич. учении он выступал как противник ср.-век. аскетизма.

В 16 в. усилился интерес к истории л культурному наследию азерб. народа. Выдающиеся для этого времени ист. соч. были созданы Гасанбеком Румлу и Ис-кендером Мюнши (16-17 вв.). Из обширного труда Румлу "Ахсанат ат-тава-рих" ("Лучшая из историй") сохранилась лишь его часть, охватывающая период 1405-1578. Большую ценность по политич. истории А., Ирана и др. сопредельных стран 16-17 вв. представляет труд Мюнши "Тарихи алем-арайи Абба-сиз> ("История украсителя мира Аббаса"). Азерб. философ 17 в. Юсиф Мухаммед-жан оглы Карабаги, большую часть своей жизни проведший в Самарканде и Бухаре, был известен как автор ряда трактатов по философии и праву.

С образованием на терр. А. во 2-й пол. 18 в. отдельных феод, ханств появляются местные хроники. Учёные А. феод, эпохи собрали ценный фактич. материал по истории, географии, лит-ре и фольклору А. и сопредельных с ним стран. Значит, вехой в становлении ист. науки в А. следует считать появление с кон. 18 в. хроник на азерб. яз. (науч. соч. того времени писались в А. гл. "обр. на языке фарси). Азерб. учёный-географ Гаджи Зейналабдин Ширвани в кон. 18 - нач. 19 вв. предпринял путешествие по странам Востока, результаты к-рого описал в сочинениях, содержащих ценные сведения по истории, этно-тоафии, культуре народов Бл. и Ср. Востока, Индии и др. стран.

Новый этап в развитии обществ, мысли в А. наступил в 19 в. В результате присоединения А. к России ширятся его связи с рус. и мировой наукой и культурой. В этот период в развитии обществ, наук в А. происходит заметный качественный сдвиг. А. Бакиханов, впервые привлёкший широкий круг источников для написания истории А., М. Казем-бек (профессор Казанского, а затем Петерб. ун-тов, виднейший рус. востоковед), просветитель М. Топчибашев и др. развивают просветительские и демократич. идеи. Поэт М. Ш. Вазех, сторонник свободы для народа, оказал влияние на идейное формирование крупнейшего мыслителя Азербайджана - М. Ф. Ахундова, давшего наиболее цельное изложение системы материалистич. философии на Бл. Востоке. Издатель первой азерб. газ. "Экинчи" ("Пахарь"), демократ Г. Зардаби выступал против релит, предрассудков, был сторонником эволюционизма.

В 19 в. на более высокую ступень развития поднялась и азерб. историография. Азерб. учёные А. Бакиханов, М. Ф. Ахундов и др. предпринимали попытки создать ист. соч. исследовательского характера, обогащённые новым материалом и охватывающие значительно больший, в сравнении с прежними ист. трудами, территориальный ареал. Наиболее выдающимся трудом по истории Сев. А. и Дагестана явился "Гюлистан-Ирам" ("Райский цветник") А. Бакиханова.

В 60-80-х гг. 19 в. философия, политич. экономия, история выделяются из обществ, мысли в качестве самостоят, дисциплин с собственным предметом исследования. Разночинцы делают попытки ставить и решать практич. вопросы с точки зрения политич. экономии, к-рую М. Ф. Ахундов называл "наукой об управлении и политике", Г. Зардаби - "наукой о коммерции", Н. Везиров - "наукой об экономии времени". Осн. экономич. вопросы, рассматриваемые ими в тот период, - зависимость уровня прибыли от количества затраченного труда; колебание цен в связи с состоянием спроса и предложения на рынке; роль машины в повышении производительности труда; преимущества крупных предприятий перед мелкими; перелив средств произ-ва и труда из одной отрасли х-ва в другие и т. п. М. Ф. Ахундов уделял много внимания принципам распределения богатств, предлагая упразднить существовавшее отчисление 4/5 части доходов в пользу духовенства и потомков пророка и обложить все сословия налогом в пользу казны в размере 1/10 части, а сел. население - 1/20 части дохода.

С кон. 19 в. начался новый период в развитии социально-экономич. мысли А. В А. проникают идеи К. Маркса и Ф. Энгельса, изучается марксистское экопомич. учение. Подъём обществ, мысли в А. был связан прежде всего с тем, что в 80-90-х г. 19 в. в Баку начинает развиваться рабочее движение, возникают с.-д. кружки (см. раздел Коммунистическая партия Азербайджана). Всё это знаменует в развитии обществ, мысли в А. наступление нового - пролетарского - этапа.

С нач. 20 в. появляются первые марксистские работы по истории А. С позиций марксистской методологии освещаются мн. вопросы истории рабочего и ре-волюц. движения в работах П. А. Джапаридзе, Б. М. Кнунянца, Н. Н. Нариманова, И. В. Сталина, А. М. Стопани, С. Г. Шаумяна, С. М. Эфендиева и др. Идеи марксизма оказывали своё влияние и на представителей демократич. культуры. Видные деятели революц. демократич. мысли нач. 20 в. А. Сабир, Дж. Мамед-кулизаде и др. и основанный Мамедку-лизаде журн. "Молла Насреддин" (пользовался широкой популярностью и за пределами А.) вели борьбу против реакц. теоретиков (А. М. Руфетов, Алибек Гу-сейнзаде и др.), пытавшихся оторвать философию, лит-ру и иск-во от жизни, от политики, разоблачали сущность их религ.-филос. построений.

Л. О. Маковельский, А. Н. Гулиев.

Подробнее...


Искать: « большая историческая энциклопедия скачать » во всех доступных словарях и справочниках
Большая Советская Энциклопедия
Copyright © 2019    ·    О проекте: «Рефераты, Энциклопедии, Словари On-Line»    ·