Большая Советская Энциклопедия


Поисковый запрос:

ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич [12(25). 9. 1906, Петербург, - 9. 8. 1975,

Д. Д. Шостакович.

Москва], советский композитор, нар. арт. СССР (1954), Герой Социалистич. Труда (1966), доктор искусствоведения (1965). Член КПСС с 1960. Род. в семье инженера. Окончил Ленингр. консерваторию по классу фп. у Л. В. Николаева (1923) и композиции у M. О. Штейнберга (1925). В 1927 на 1-м Meждунар. конкурсе пианистов им. Ф. Шопена (Варшава) получил почётный диплом. Выступал с исполнением собств. произв. С 1937 вёл класс сочинения в Ленингр., в 1943-48 в Моск. консерваториях (с 1939 проф.). Среди учеников: P. С. Бунин, А. Д. Гаджиев, Г. Г. Галынин, О. А. Евлахов, К. А. Караев, Г. В. Свиридов, Б. И. Тищенко, К. С. Хачатурян, Б. А. Чайковский. Секретарь Союза композиторов СССР (с 1957), Союза композиторов РСФСР (с 1960, в 1960-68 первый секретарь).

Творчество III.- одна из вершин муз. искусства 20 в. В своих произв. он неизменно обращался к темам и образам большого социального значения, отображал важнейшие стороны совр. действительности. В его музыке сочетаются эпич. широта и психологич. углублённость, могучий пафос художника-трибуна и тончайшая интимная лирика. Ряд произв. Ш. раскрывает глобальные конфликты современности, столкновение мира победившего социализма с миром реакции, угнетения. Особенно большое значение имели для композитора темы войны и мира, борьбы против фашизма. Образам зла, агрессии композитор противопоставлял волю и разум сов. людей, веру в конечное торжество света над мраком. Произв. Ш. утверждают идеи советского гуманизма, проникнуты безграничным сочувствием к человеку, его страданиям.

Центр, место в творчестве Ш. занимают симф. произв., отмеченные крайней напряжённостью муз. драматургии. Муз. развитие в них многообразно, отличается остротой конфликтов и контрастов, огромным размахом тематич. разработки, связанной с внутр. переосмысливанием муз. тем. Благодаря этому у Ш. одна и та же тема иногда воплощает противоположные жизненные явления. Художник-новатор, Ш. развил традиции M. П. Мусоргского (особенно близкого ему композитора), И. С. Баха, Л. Бетховена, Г. Малера и создал свой глубоко самобытный стиль. Индивидуальность Ш. ярко проявилась в интонационном строе его музыки, в применяемых им ладах. Основываясь на ладовых системах, распространённых в рус. муз. классике, Ш. модифицировал их, создал уникальные лады. Выдающийся мастер полифонии, он по-своему интерпретировал формы фуги, пассакальи, широко пользовался полифонич. приёмами как средством тематич. развития, перестроил композицию сонатно-симф. цикла, по-новому трактуя его составные части. Огромное выразит, значение в произв. Ш. имеет драматургия оркестровых тембров. Принципы симф. муз. мышления сказались и в камерном творчестве композитора.

Уже 1-я симфония Ш. (1925), подобно ряду др. симфоний композитора, приобрела мировую известность. Последующие его произв. отразили поиски новых путей (2-я симфония -"Октябрю", 1927; 3-я - "Первомайская", 1931;' балеты "Золотой век", 1930, и "Болт", 1931). В опере "Нос" (1928) по H. В. Гоголю и нек-рых др. произв. проявилось тяготение к сатире, юмору, гротеску. Опера "Катерина Измайлова" ("Леди Макбет Мценского уезда") по H. С. Лескову (1932; 2-я ред. 1963) ознаменовала творч. зрелость композитора. В этом произв. трагедийная линия, столь важная для всего творчества композитора, сочетается с социальной сатирой. Принципы зрелого симфонизма Ш. утвердили 4-я (1936) и особенно 5-я (1937) симфония, о к-рой композитор писал: "...Тема моей симфонии - становление личности. Именно человека со всеми его переживаниями я видел в центре замысла этого произведения" ("Вечерняя Москва", 1938, 25 янв., с. 3). К 1930-м гг. относятся 6-я симфония (1939), 1-й концерт для фп. с оркестром (1933), 24 прелюдии для фп. (1933), балет "Светлый ручей" (1935), 1-й струнный квартет (1938), а также фп. квинтет (1940; Гос. премия СССР, 1941), овеянный лирической поэзией, - одно из самых гармоничных произв. Ш. Над 7-й симфонией (т. н. Ленинградской; Гос. пр. СССР, 1942) композитор работал в блокадном Ленинграде. Она запечатлела героич. борьбу сов. народа с фашизмом, стала муз. памятником воен. лет и сыграла значит, роль в сплочении междунар. антифаш. сил. Образы, рождённые Великой Отечеств, войной, воплощены и в 8-й симфонии (1943) - произв. огромной трагич. силы, а также в фп. трио (1944; Гос. пр. СССР, 1946), 3-м квартете (1946), песнях и хорах. К этим образам композитор возвращался и в более поздние годы - в 8-м квартете, поев, памяти жертв войны и фашизма (1960), и др. соч. Раздумьями о судьбах мира наполнена 10-я симфония (1953), отмеченная богатством психологич. содержания. Оратория "Песнь о лесах" (слова E. А. Долматовского, 1949; Гос. пр. СССР, 1950) рисует картины социалистич. труда. Высокий трагизм и беззаботное веселье, мощный героич. эпос и проникновенная лирика - таков диапазон образов, воплощённых Ш. в монументальном фп. цикле - 24 прелюдии и фуги (1951), сочетающих баховскую традицию с рус. нац. характером.

Среди произв. послевоенных лет - 9-я симфония (1945), 1-й концерт для скрипки с оркестром (1948), вокальный цикл "Из еврейской народной поэзии" (1948, слова народные). В эти годы сказалось тяготение Ш. к историко-революц. тематике. Его 10 поэм для хора без сопровождения на слова революц. поэтов (1951; Гос. пр. СССР, 1952) посвящены борьбе рус. пролетариата в нач. 20 в. Продолжением этой линии явились 11-я симфония "1905 год" (1957; Ленинская пр., 1958) и 12-я симфония "1917 год", поев, памяти В. И. Ленина (1961), отличающиеся яркостью муз. языка, насыщенные интонациями революц. песенного фольклора. Историч. прошлое России нашло отражение и в вокально-симф. поэме "Казнь Степана Разина" (слова E. А. Евтушенко, 1964; Гос. пр. СССР, 1968).

Как и в прошлые годы, творчество Ш. этих лет характеризуется широтой образного диапазона, разнообразиемтем, к к-рым обращается художник. Вновь представлены в нём юмор, сатира - в муз. комедии "Москва, Черёмушки" (1958), в вокальном цикле "Сатиры" (слова Саши Чёрного, 1960).

В 60-е и 70-е гг. Ш. создал камерные вокальные циклы на слова А. А. Блока (1967), M. И. Цветаевой (1973). Вокальная сюита на слова Микеланджело Буонарроти (1974) обобщила нек-рые осн. темы творчества композитора: протест против зла, несправедливости, творч. подвиг художника, его бессмертие. Принципы камерного во, кального цикла в сочетании с элементами оперного жанра претворены в вокально-инструм. симфониях - 13-й на слова Евтушенко (1962), 14-й на слова Гарсиа Лорки, Г. Аполлинера, В. К. Кюхельбекера и P. Рильке (1969), в к-рой с огромной глубиной и эмоциональной силой раскрыта тема жизни и смерти. Эта проблематика лежит и в основе 15-й симфонии (1971), последних квартетов и др. Соната для альта и фп. (1975) завершила творч. путь композитора.

Ш. написал музыку ко MH. кинофильмам (св. 35) - "Юность Максима" (1935), "Возвращение Максима" (1937), "Выборгская сторона" (1939), "Человек с ружьём" (1938), "Гамлет" (1964) и др., став одним из зачинателей сов. киномузыки. Ряд кинопартитур Ш. переработал в концертные произв. ("Златые горы", 1931; "Молодая гвардия", 1948; "Овод", 1955, и др.). Нек-рые песни, написанные Ш. для кино, стали массовыми-"Песня о встречном" (из кинофильма "Встречный", 1932) и др. Писал музыку к спектаклям драм, театров. Им сделаны новые оркестровые редакции опер Мусоргского "Борис Годунов" (1940) и "Хованщина" (1959). Ш. принадлежит ряд статей (в т. ч. "Думы о пройденном пути", 1956).

Традиции Ш.- классика музыкального искусства 20 в.- имеют огромное значение для советской музыки и музыки всего мира.

Деп. Верх. Совета СССР 6-9-го созывов. Был чл. Советского комитета защиты мира (с 1949), Славянского комитета СССР (с 1942), Всемирного комитета защиты мира (с 1968). Почётный чл. шведской Королевской музыкальной академии (1954), итальянской академии искусств "Санта-Чечилия" (1956), Сербской академии наук и искусств (1965). Почётный доктор наук Оксфордского ун-та (1958), Северо-Зап. ун-та Эванстона (США, 1973), Франц. академии изящных иск-в (1975), чл.-корр. Академии иск-в ГДР (1956), Баварской академии изящных иск-в (1968), чл. Англ, королев. муз. академии (1958), Нац. академии наук США (1959). Почётный проф. Мексиканской консерватории. Президент об-ва "СССР - Австрия" (1958). Междунар. пр. Мира (1954). Награждён 3 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Лит.: Мартынов И., Д. Шостакович, M.- Л., 1946; Черты стиля Д. Шостаковича. Сб. теоретических статей, M., 1962; Д а н ил е в и ч Л., Наш современник. Творчество Шостаковича, M., 1965; Сабинина M., Симфонизм Шостаковича. Путь к зрелости, M., 1965; её же, Шостакович - симфонист. Драматургия, эстетика, стиль, M., 1976; Дмитрий Шостакович. Сб., M., 1967; Xентова С., Молодые годы Шостаковича, Л.- M., 1975; Д. Шостакович. Статьи и материалы, M., 1976. Л. В. Данилевич.

Подробнее...


Искать: « БАВАРСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК » во всех доступных словарях и справочниках
Большая Советская Энциклопедия
Copyright © 2019    ·    О проекте: «Рефераты, Энциклопедии, Словари On-Line»    ·