Большая Советская Энциклопедия

Понятие: СУДНО,

источник - Большая Советская Энциклопедия




СУДНО, корабль, плавучее сооружение, предназначенное для выполнения определённых хоз. и воен. задач, науч. исследований, водного спорта и др.

Классификация С. По назначению различают С.: транспортные, промысловые, промышленно-хозяйственные, административно-служебные, военные, научно-исследовательские, судообслуживающие. Транспортные С. подразделяют на грузовые, пассажирские и грузо-пассажирские. Промысловые С. делятся на добывающие (рыболовные, китобойные, краболовные, водороследобывающие и др.), добывающе-перерабатывающие (напр., траулеры-рыбозаводы, морозильные траулеры) и суда обслуживания промысла. Промышленно-хозяйственные С. включают: промышленно-добывающие (рудодобывающие, нефтепромышленные, драги, соледобывающие снаряды и др.), подъёмномонтажные (напр., портостроительные С., плавучие краны), дноуглубительные (землечерпательные и землесосные снаряды, грунтоотвозные и др.), лесопромышленные (сплоточные, лесосплавные и др.), сельскохозяйственные (дождевальные, водоподъёмные и др.), энергоснабжающие (плавучие электростанции, компрессорные, трансформаторные), С. связи (кабелеукладочные, кабелеремонтные, радиосвязные и др.), для очистки акваторий (нефтемусоросборщики и др.). Административно -с л уж е б н ы е С. включают инспекторские (рыбонадзорные, С. для охраны заповедников), милицейские, пограничные, таможенные С., правительственные яхты. Военные С. подразделяются на боевые корабли (см. Корабль военный), военно-транспортные и обеспечивающие (т. н. вспомогательные) суда. В число научно-исследовательских входят С. для комплексных океанич. исследований и для проведения спец. исследований (геофизических, гидробиологических и др.). К с удообслуживающим С. относятся: буксирные, перегрузочные (напр., плавучие зерноперегружатели, нефтеперекачивающие и зачистные станции), снабжен ческо-приёмные (бункеровщики, С.-водолеи, С. для приёма загрязнённой воды, мусора и др.), причальные (плавучие пристани, дебаркадеры), ледоколы (линейные и портовые), навигационные (гидрографические, плавучие маяки и др.), спасательные, ремонтные (плавучие мастерские, доки, дегазационные станции и др.), посыльно-разъездные (напр., лоцманские) и учебные. Отд. группу составляют спортивные суда, медико-санитарные (госпитальные, дезинфекционные и др.), оздоровительные (плавучие дома отдыха и т. п.), бытовые (плавучие общежития, гостиницы, склады и др.), культурнопросветительные (С.-музеи, С.-выставки, С.-клубы и др.).

По району плавания С. подразделяют на морские, внутреннего и смешанного плавания. Мор. С. бывают неогранич. и огранич. плавания (с установлением района эксплуатации или допустимого расстояния от берега, порта-убежища). Категорией ледовых подкреплений определяются допустимый район и возможность плавания мор. С. во льдах с ледоколом или без него. По конструктивному типу мор. С. подразделяют на полнонаборные С., допускающие приём грузов до осадки, соответствующей минимальному надводному борту, и С. с избыточным надводным бортом; разновидность последних-шельтердечные суда. С. внутр. плавания делят на 4 категории: для малых рек, больших рек, водохранилищ и крупных озёр, мор. заливов. С. смешанного мор. и внутр. плавания сочетают прочность корпуса и мореходные качества, необходимые мор. судам, с малой осадкой судов внутр. плавания.

С. бывают самоходные (с механич. двигателем, парусные, гребные) и несамоходные (буксируемые). Самоходные С. по типу энергетич. установки делят на атомные, дизельные (теплоходы), паротурбинные и газотурбинные (паро- и газотурбоходы), С. с паровой машиной (пароходы), С. с приводом гребного винта от электродвигателя - электроходы.

По принципу движения на воде различают С. плавающие (водоизмещающие), глиссирующие, на подводных крыльях и на воздушной подушке. С., способные погружаться для работы под водой, называются подводными, все остальные -надводными.

Историческая справка. В глубокой древности возникла необходимость преодолевать водные преграды и использовать реки, озёра, моря как охотничьи угодья и как удобные пути для передвижения и перевозки грузов. Вначале в качестве плавучих средств применялись древесные стволы и др. плавающие предметы. Первыми С., по-видимому, можно считать примитивные плоты из скреплённых друг с другом стволов или обломков деревьев. Связанные деревья не переворачивались в воде, на них можно было плавать достаточно долго и безопасно; плоты-катамараны из брёвен до сих пор используются во мн. странах. В течение тысячелетий на озёрах Титикака и Чад, а также в Др. Египте применялись плоты из камыша и папируса. В Ассирии для преодоления водных преград пользовались надутыми мешками из шкур животных (бурдюками); такие средства продолжают использоваться и в 20 в., например в Далмации (Югославия).

К каменному веку восходит искусство постройки лодок из древесных стволов, к-рые выдалбливали или выжигали изнутри и обтёсывали снаружи (челныоднодеревки). В сев. странах издавна применяются лёгкие и манёвренные челноки, изготовляемые из коры, на каркасе (наиболее известны берестяные каноэ индейцев Сев. Америки) или из натянутых на каркас шкур (напр., алеутские каяки). В Междуречье в 8 в. до н. э. были известны круглые лодки (корзины, обтянутые кожей или покрытые снаружи смолой); грузоподъёмность таких С. достигала 100 т. В Вост. Бенгалии делали круглые лодки-тигары из обожжённой глины.

Развивающееся судоходство требовало увеличения размеров С. На челны-однодеревки прилаживали по бокам один или неск. рядов досок, которые защищали от волн и увеличивали вместимость; так строились на терр. Вост. Европы т. н. набойные лодьи (4 в.), насады (11 в.), казацкие чайки (16 в.), астраханские бударки (19 в.). Однако только конструирование С. из деревянных частей с отд. каркасом (т. н. набором) и обшивкой позволило значительно увеличить их размеры; при этом стало возможным изменять форму корпуса и соотношения главных размерений С., улучшая их мореходность. В Др. Египте в 3-м тыс. до н. э. строили С. из пригнанных, проконопаченных и просмолённых по швам кусков дерева, образующих обшивку и набор.

С. финикийцев уже в 10 в. до н. э. имели осн. элементы конструкции совр. . С. (киль, шпангоуты, штевни, наружную обшивку); деревянные внутр. крепления сделали ненужными обычные для египетских С. натяжные сооружения из канатов и балок, укрепляемые над палубой и вдоль бортов. Обшивка С. выполнялась из досок, сначала тёсаных, а затем пилёных. Отд. части обшивки и деревянного набора скреплялись деревянными гвоздями, шипами, а впоследствии - медными и железными скобами и гвоздями.

Первые плавучие средства передвигались по течению или с помощью простейших судовых движителей - шестов и вёсел. Паруса были известны с 3-го тыс. до н. э., они изготовлялись из шкур, тростниковых циновок, деревянных планок. Долгое время паруса выполняли вспомогат. роль, их ставили только при попутном ветре, а при безветрии С. двигались и маневрировали с помощью вёсел. Вёсла на гребных судах располагали по всей длине С. в 1, 2 и 3 яруса (напр., римские униремы, биремы, триремы), каждое весло обслуживало до 10 гребцов. В 7 в. появились универсальные гребные С.- галеры, а в 16 в. более крупные галеасы, на к-рых уже значит, роль играли паруса. Узкие и манёвренные гребные С. использовались ещё в 18 в., гл. обр. в качестве воен. кораблей (см. Военно-морской флот, Гребной флот). На широких и вместительных грузовых С. более эффективным движителем был парус. Чисто парусные С. появились в 10-13 вв в Средиземноморье, Скандинавии, Китае. С развитием техники управления парусами и лавирования С. получили возможность двигаться и против ветра, меняя галсы. Для управления гребными и парусными С. использовали широкие рулевые вёсла (с одного или обоих бортов) или одно рулевое весло в кормовой части, где впоследствии был установлен руль. С 12-13 вв. в Зап. Европе строились пригодные для океанских плаваний нефы, каравеллы и другие парусные суда. Наивысшего развития парусные суда достигли во 2-й пол. 19 в.; длина их составляла 90 м, шир. 15-17 м, грузоподъёмность 5 тыс. т, скорость 33 км/ч и более (см. также Парусный флот).

Для предохранения деревянной подводной части С. от разрушения финикийцы обшивали её металлом (свинцовыми пластинами), с нач. 18 в. ниж. часть корпуса покрывали тонкими медными листами. Предложения применять в судостроении железо вместо дерева относятся к сер. 17 в., но только в 1787 англичанин Дж. Уилкинсон построил первое железное С. дл. 21, 5 м. Со 2-й пол. 19 в. железо как судостроит. материал начало уступать место более прочной стали. Изготовление корпусов С. целиком из металла позволило увеличить их прочность и уменьшило относит, массу (по отношению к водоизмещению). Корпуса крупных стальных С. стали разделять на водонепроницаемые отсеки, устраивать двойное дно, что повысило их безопасность. Переход от клёпки к сварке ещё более повысил прочность, надёжность и долговечность С.

В 18 в. делались попытки использовать для движения С. энергию пара. Первый речной деревянный пароход "Клермонт" с паровой машиной в качестве гл. судового двигателя и гребными колёсами по бортам был построен в 1807 в США Р. Фултоном. В России в 1815 регулярные рейсы между Кронштадтом и Петербургом стало совершать деревянное паровое С. "Елизавета". Колёсный пароход из железа "Вулкан" был спущен со стапелей в 1818 в Великобритании. В 1-й пол. 19 в. на морских пароходах стали устанавливать гребные винты, которые на волнении оказались значительно эффективнее гребных колёс. На рубеже 19 и 20 вв. в качестве судовых двигателей начали использовать паровые турбины (в 1894 в Великобритании был построен турбоход "Турбиния") и двигатели внутр. сгорания (в 1903 в России был спущен на воду дизель-электроход "Вандал"). К сер. 20 в. появились С. с энергетич. установками, работающими на ядерном топливе (см. Лтомнъш флот, Атомный ледокол "Ленин").

Устройство и типы С. Важнейшая характеристика С.- его эксплуатац. качества, которые численно выражают эксплуатационно-технические характеристики, или тактико-технические данные: скорость, район и дальность плавания, автономность, энерговооружённость, уровень автоматизации производственных процессов, надёжность, ремонтопригодность, обитаемость и другие, а для транспортных -также грузоподъёмность, грузо- и пассажировместимость, регистровая вместимость и приспособленность к грузовым операциям (для грузовых С.). Специфич. свойства С. как плавучих сооружений -т. н. мореходные качества (плавучесть, остойчивость, качка, ходкость, управляемость, непотопляемость). Учёт этих свойств при создании С. связан с выполнением комплекса н.-и. и конструкторских работ (обоснование технико-эксплуатац. требований, проектирование, модельные испытания).

При создании С. используются: теория проектирования С., теория корабля, строительная механика корабля, теория судовых механизмов и машин, технология постройки, экономика судостроительного произ-ва, а также действующие правила постройки, определяемые классификационными обществами, и т. д. Обоснование и создание нового судна длится неск. лет.

Важнейшие технико-эксплуатац. характеристики С. определяются осн. элементами: главными размерениями (длиной, шириной, высотой борта на середине длины С. и т. д.), дедвейтом, водоизмещением, типом и мощностью гл. двигателей, вместимостью. Самоходное С. состоит из корпуса с надстройками и рубками, судовых устройств и систем, энергетической установки с движителями, навигационного оборудования, средств связи. Корпус судна разделяется палубами, поперечными и продольными переборками на отсеки, в к-рых располагают энергетич. установки, трюмы, твиндеки и т. д. На мор. С. междудонное пространство в корпусе используется для хранения топлива п пресной воды, а также водяного балласта. Корпуса С. изготовляются из стали, лёгких сплавов, дерева, железобетона, пластмасс и др. конструкционных материалов. Надстройки п рубки размещаются на верх, палубе и содержат каюты для экипажа и пассажиров, обществ., хоз. п служебные помещения.

В рубках (рулевой, штурманской и радиорубке) устанавливаются навигац. оборудование и судовые средства связи, сигнализации и управления, обеспечивающие безопасное плавание С., определение его местоположения, связь с берегом и т. д.

Внеш. форма и принципиальная компоновка определяют архитектурно-конструктивный тип С., в частности его характеризуют: форма носовых и кормовых обводов (см. Корма, Нос), размеры и расположение надстроек судовых и рубок, продольная погибь верх, палубы (седловатость), место расположения энергетической установки, число палуб и трюмов, число и размеры грузовых люков, бортовых, носовых и кормовых портов.

Судовые устройства и судовые системы обеспечивают безопасную эксплуатацию С. и сохранность перевозимых грузов, комфортабельные условия для экипажа и пассажиров. Энергетич. установка состоит из гл. и вспомогат. механизмов и аппаратов и предназначена для обеспечения движения С., снабжения электроэнергией, паром, водой, сжатым воздухом судовых механизмов, устройств и систем, а также средств управления. Наибольшее распространение получили дизельные энергетич. установки. Автоматизированные энергетические установки работают без постоянной вахты в машинном отделении; управление и контроль за работой ведётся дистанционно, в т. ч. из рулевой рубки. Основной тип применяемых на С. движителей - гребные винты.

Развитие С. идёт по пути их универсализации и специализации, причём специализация, например трансп. С., обусловливается не только видом перевозимого груза, но и технологией его перегрузки. Напр., сухогрузные суда в целях сокращения времени и ликвидации ручного труда при погрузке и выгрузке, удобной укладки грузов строятся с большим раскрытием трюмов, с грузовыми устройствами или без них; С. универсального назначения - с 1-3 грузовыми люками по ширине С., с кранами грузоподъёмностью ок. 25-30т. Широкое развитие получили С. для перевозки пакетов или контейнеров с унифицированными размерами - контейнеровозы, трейлерные суда и др. Принципиально новый вид трансп. С.- лихтеровозы, перевозящие лихтеры (плавучие контейнеры с одним трюмом грузоподъёмностью до 1000 т). Лихтеровозы бывают одно- и трёхпалубные, двухкорпусные; снабжаются мощными грузоподъёмниками. Самые крупные из сухогрузных С.- С. для перевозки навалочных и насыпных грузов. Среди них универсальные навалочники и узкоспециализированные рудовозы, цементовозы, углевозы. Жидкие грузы наливом (нефть, жидкое топливо, смазочные масла, сжиженные газы и т. п.) перевозят в танкерах, наибольшие из к-рых по размерам превосходят все др. С.

Получают применение составные С. для транспортировки навалочных грузов, леса, нефти и др. в прибрежном и океанском плавании. Грузоподъёмность составных С. 5-50 тыс. т, скорость до 30 км/ч, мощность гл. двигателей достигает 10 Мет. Составное С. включает грузовую и энергетическую секции с жёстким или гибким счальным устройством. Грузовая секция-несамоходная баржа с якорным, швартовным, а иногда и грузовым устройством, балластно-осущит. системой; управление устройствами и системами - дистанционное (с энергетич. секции).

Совр. пассажирские С., игравшие до сер. 20 в. большую роль в перевозке пассажиров на дальние расстояния (напр., из Зап. Европы в Австралию), используются гл. обр. для многодневных турпстич. рейсов (круизов), кратковременных прогулок и местного сообщения. Турпстич. С.- комфортабельные и, как правило, крупные С., рассчитанные на неск. сотен пассажиров. С. местного сообщения отличаются быстроходностью, многие пз них - суда на подводных крыльях и суда на воздушной подушке.

Повышение провозоспособности С. достигается в первую очередь увеличением их грузоподъёмности и скорости, обусловливаемым интенсификацией обработки судов в портах, снижением удельных эксплуатационных расходов и пр. Наиболее быстро растёт грузоподъёмность С. для перевозки массовых грузов (нефти, сжиженных газов, руды, удобрений и др.), увеличение размеров танкеров и навалочных судов ограничивается глубинами в портах, каналах и проливах. Снижение энергозатрат обеспечивается совершенствованием обводов, движительно-рулевого комплекса и энергетич. установки. Весьма интенсивный рост производительности грузовых операций обусловлен значит, повышением грузоподъёмности и скорости контейнеровозов, лихтеровозов и С. с горизонтальным способом грузовых операций. К 70-м гг. 20 в. для водоизмещающих судов почти достигнут рациональный предел скорости. Наибольшие перспективы роста скорости (до 100-200 км/ч) у С. на подводных крыльях и воздушной подушке. Характеристики некоторых судов осн. типов см. в таблице.

Характеристики основных типов судов
Название
Флаг
Назначение
Водоизмещение, т
Вместимость
Грузоподъёмность, т
Главные размерения, м
Энергетическая установка
Скорость,  

км/ч

длина
ширина
высота борта
осадка
тип
мощность, Мвт
Сухогрузные суда
"50 лет Советской  власти"
СССР
Грузовое судно смешанного плавания
4100
4297 м3
2700
110, 5
13
5, 5
3, 5
Дизельная
0, 97
19, 8
"Волго-Дон"
СССР
 Речное сухогрузное судно
6755
6370 м3
5300
135
16, 5
5, 5
3, 5
-"-
1, 47
21
"Сахалин"
СССР
Морской железнодорожный паром
7740
26 грузовых вагонов
2000
116, 4
19, 5
8, 8
6, 2
Дизель-электри-
11, 47
30, 5
"Николай Коперник"
СССР
Морское рефрижераторное судно
10710
8160 м3
4165
139, 8
18
11, 5
7, 8
ческая Дизельная
9, 72
37
"Перекоп"
СССР
Сухогрузное судно универсального назначения
18030
18200 м3
11680
140
20, 6
12, 3
9, 1
-"-
5, 51
28, 7
"Николай Новиков"
СССР
Морской лесовоз-дакетовоз
19730
17210 м3
9580
140
21
11, 6
8, 5
-"-
7, 06
28, 3
"Григорий Алексеев"
СССР
Морской щеповоз
23300
40000 м3
15700
158
24, 6
16, 4
7, 9
-"-
6, 1
27, 8
"Атлантик Сага"
Швеция
Морское судно с горизонтальным способом грузовых операций
27600
45760 м3
14000
183
27, 43
19, 3
9, 04
-"-
14, 57
38, 4
"Маклейн"
США
Морской контейнеровоз
50550
1940 контейнеров длиной 

6, 1 М

16140
267, 6
32, 2
20, 9
10, 4
Паротурбинная
88, 2
61, 1
"Акадия Форест"
США
Морской лихтеровоз
60000
83 лихтера
28000
234
32, 5
18, 3
11, 25
Дизельная
19
37
"Зоя Космодемьянская"
СССР
Морской навалочник
62850
62900 м3
47240
201
31, 8
16, 8
11, 7
-"-
11, 17
27, 6
Наливные суда
 
 
"Волго-нефть"
СССР
Речной танкер
6400
-
5300
128, 6
16, 5
5, 5
3, 52
Дизельная
1, 47
19, 5
"Маршал Будённый"
СССР
Морской навалочник-танкер
127260
102375 м3
99650
236
38, 7
22
16
-"-
17
27, 8
"Крым"
СССР
Морской танкер
181200
183000 м3
143500
277
45
25, 4
17
Паротурбинная
22, 05
31, 5
"Глобтик Токио"
Великобритания
Морской танкер
555000
585000 м3
483600
360
62
36
28
-"-
33, 1
28, 9
Пассажирские суда
 
 
"Чайка"
СССР
Морское пассажирское судно на воздушной подушке
39, 3
80 пассажиров
-
23, 5
6
2, 2
1, 13/0, 6
Дизельная
0, 88
55, 5
"Комета"
СССР
Морское пассажирское судно на подводных крыльях
58, 3
118 пассажиров
 
35, 1
9, 6
7, 8
3, 2/1, 4
-"-
1, 76
59, 2
"Советский Союз"
СССР
Речное пассажирское судно
2385
468 каютных пассажиров
1200
116
12, 4
5
2, 3
-"-
1, 98
26
"Сонг оф Норвей"
Норвегия
Круизное пассажирское судно
11800
870 каютных пассажиров
-
137, 3
24
14, 2
6, 3
-"-
13, 2
38, 9
"Белоруссия"
СССР
Морской автомобильно-пассажирский паром
15100
500 каютных пассажиров и 250 легковых автомобилей
600
134
21, 8

Copyright © 2019    ·    О проекте: «Рефераты, Энциклопедии, Словари On-Line»    ·
Поиск информации: СУДНО - Книга рекордов Гиннесса