Большая Советская Энциклопедия

Понятие: ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ ФИЛОСОФИЯ,

источник - Большая Советская Энциклопедия




ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ Философия

Будучи неотъемлемой составной частью мировой философии, филос. мысль народов СССР прошла большой и сложный ист. путь. В духовной жизни первобытных и раннефеод. обществ на землях предков совр. народов СССР наряду с самобытным языческим элементом всё возрастающую роль играли мировые религии, к к-рым приобщались отд. народности. В Грузии и Армении на протяжении раннего средневековья сохранялись традиции антич. философии, в частности аристотелизм и неоплатонизм (Пётр Ивер, Давид Анахт, Иоанэ Петрици). В Закавказье и Ср. Азии в период вхождения их в состав ираноязычных гос-в получили широкое распространение зороастризм и еретич. движения, возникавшие в результате перекрещивания различных религ.-филос. идей (манихейство, маздакизм). С утверждением ислама в Ср. Азии и в части Закавказья сложились благоприятные условия для распространения греч. философии. Наряду с религ.-филос. течениями (мусульм. схоластика - «калам», «мутазшшты» и др.) приобрёл большое влияние т. н. вост. аристотелизм. Крупнейшими мыслителями народов Ср. Азии, Закавказья, Ближнего и Среднего Востока в этот период были Фараби, Кинди, Ибн Сина, Бахманяр, Омар Хайям. С кон. 10 - нач. 11 вв. важнейшим направлением мусульм. религ.-филос. мысли становится суфизм.

В религ.-филос. мысли ср.-век. Руси господствовал теизм в духе вост. патристики (Иларион, Владимир Мономах, Никифор, Нестор, Климент Смолятич, Кирилл Туровский, Киприан, Иосиф Волоцкий, Нил Сорский, Максим Грек, Вассиан Патрикеев, Артемий Троицкий, Зиновий Отенский, Ермолай Еразм, Филофей, А. Курбский и др.). В еретич. движениях на Руси кон. 15 - сер. 16 вв. (см. Ереси в России) появились антитринитарные и др. рационалистич. идеи (Фёдор Курицын, Матвей Башкин, Феодосии Косой и др.).

С 13 по 16 в. усилиями Ливонского и Тевтонского орденов на территориях совр. Латвии и Эстонии утверждалась нем. культура, религия и философия католицизма. В 16 в. в Прибалтике развёртывалось реформац. и контрреформац. движение. С 1579 действовала Вильнюсская академия, преобразованная затем в ун-т, где преобладала схоластич. философия. Реформац. движение затронуло также входившие в Литву укр. и белорус, земли (Ф. Скорина, Симон Будный и др.).

В 17 в. установились тесные связи между рус., укр. и белорус, мыслителями (Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев, Епифаний Славинецкий), усилились тенденции к отделению философии от богословия, схоластич. философия начала преподаваться в Славяно-греко-лат. академии (открыта в 1687 в Москве), в умственном движении в России участвовали философски образованные выходцы из др. стран (братья И. и С. Лихуды, Ю. Крижанич, А. Белобоцкий). С 1632 на Украине действовала Киево-Могилянская коллегия (с 1701 - академия), где в схоластич. филос. курсы стали проникать идеи философии нового времени (И. Кононович-Горбатский, И. Гизель, И. Кроковский, Л. Баранович, Стефан Яворский). Аналогичные процессы начались в 17 в. в Вильнюсском ун-те. Реформы Петра I сопровождались критикой ср.-век. схоластики, высвобождением филос. мысли из-под опеки богословия, расширением связей с зап.-европ. философией (Ф. Прокопович, В. Н. Татищев, А. Д. Кантемир, Д. Е. Тверитинов). Во 2-й пол. 18 в. протекала деятельность выдающегося укр. философа Г. Сковороды. После длит, упадка, в 17- 18 вв. начался культурный подъём и развитие филос. мысли в Грузии и Армении, где происходила борьба светского и религ, миросозерцания, росли культурные и филос. связи с Россией и со странами Зап. Европы (С. С. Орбелиани, А. И. Багратиони, С. Джугаеци, Степанос Львовский и др.). '

Символом утверждения в России опытного естествознания и материалистич. философии стала деятельность М. В. Ломоносова. Высшее достижение рус. филос. мысли 2-й пол. 18 в.- революц.-просветит, и материалистич. по преимуществу философия А. Н. Радищева. Гуманистич. и революц.-просветит, мотивами пронизано также мировоззрение декабристов, в социально-политич. и филос.-ист. взглядах к-рых просветительство переплеталось с идеями романтизма; наряду с материалистами (И. Д. Якушкин, А. П. Барятинский, Н. А. Крюков и др.) среди декабристов были и идеалисты (М. С. Лунин, П. С. Бобрищев-Пушкин, Е. П. Оболенский, В. К. Кюхельбекер и др.).

В университетской философии 18- 19 вв. были представлены по существу все основные направления новой и новейшей идеалистической философии (Д. С. Аничков, А. М. Брянцев, П. Д. Лодий, А. И. Галич, И. И. Давыдов, Д. М. Велланский, М. Г. Павлов, М. И. Вла-диславлев, М. М. Троицкий, Н. Я. Грот, А. А. Козлов, Л. М. Лопатин, Г. И. Челпанов, С. Н. Трубецкой, Е. А. Бобров, Н. Н. Ланге, Г. Е. Струве, Г. Тейхмюллер и др.). Уже в нач. 19 в. появилась тенденция к созданию синкретических концепций, включающих в себя достижения различных философских школ. Крупными центрами религ.-филос. мысли в 18-19 вв. оставались духовные уч. заведения, число к-рых росло, хотя удельный вес в идейно-филос. жизни общества падал.

Реакцией на «европеизацию» России явились различные консервативно-романтич. филос.-ист. учения (М. М. Щербатов, Н. М. Карамзин, славянофилы и др.). В 30-60-е гг. 19 в. созрел дворянско-бурж. либерализм со своими филос.-ист. и гносеологич. принципами - от гегельянской метафизики и дуализма до позитивизма (Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин, П. Н. Кудрявцев). Такие консервативно-романтич. в целом концепции, как почвенничество (А. А. Григорьев, Н. Н. Страхов, Ф. М. Достоевский), учение Л. Н. Толстого, содержали элементы гуманизма. Утопич. попытку «универсального синтеза» философии, теологии и опытной науки предпринял крупнейший рус. идеалист 19 в. Вл. Соловьёв.

На почве феод.-клерикальной идеологии во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. получили распространение националистич. идеи (панславизм, панисламизм, пантюркизм).

Филос. обоснование росс, либерализма в нач. 20 в. осуществлялось в русле как рационалистическо-идеалистической, преим. неокантианской метафизики (П. Б. Струве) или религ.-филос. мысли (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков), так и позитивизма (П. Н. Милюков и др.).

Антиметафизич., антинатурфилос. взгляды, распространявшиеся в русской науке ещё в 30-50-х гг. 19 в., привели в пореформенный период к оформлению широкого течения естеств.-науч. материализма (И. М. Сеченов, К. А. Тимирязев, И. И. Мечников, Д. И. Менделеев и др.). Союзниками философов-материалистов выступали мн. естествоиспытатели, придерживавшиеся материалистически толкуемого позитивизма. Естеств.-науч. (чаще механистический, иногда вульгарный) материализм в переплетении с позитивистскими идеями получил распространение у мн. народов (Украина, Белоруссия, Грузия, Армения, Литва, Эстония).

Медленно и противоречиво, но неуклонно протекал процесс сближения и взаимопроникновения филос. культур народов, входивших в состав России. Этот процесс стал особенно интенсивным в 19 в., когда получили сравнительно широкое распространение прогрессивные просветит., революц.-демократич. идеи, а с 80-х гг. 19 в. марксизм, под знаменем к-рого сплачивались передовые силы рабочего класса народов России.

Конец 30-х - 60-е гг. 19 в.- время оформления и расцвета просветит.-материалистич. филос. мысли в её классич. виде (кружки Н. В. Станкевича - М. А. Бакунина - В. Г. Белинского и А. И. Герцена - Н. П. Огарёва, развивавшиеся от идеализма и романтически окрашенного просветительства к материализму, демократизму и утопич. социализму), деятельности петрашевцев (М. В. Петрашевский, Н. А. Спешнев и др.), мощного развития революц.-демократич., социалистич. и материалистич. мысли в России 60-х гг. (Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, а также Д. И. Писарев, М. А. Антонович, Н. В. Шелгунов и др.). В 70-х гг. получили распространение филос. и социологич. концепции народничества (П. Л. Лавров, М. А. Бакунин, П. Н. Ткачёв). Значит, влияние на духовную жизнь своих народов оказали идеи революц. народников Украины, Молдавии, Литвы, Грузии и др. регионов. Просветительские, революц.-демократич. и утопич.-социалистич. идеи представлены в обществ, и филос. мысли всех народов России 19 - нач. 20 вв. (Т. Г. Шевченко, К. С. Калиновский, 3. Сераковский, П. Д. Баллод, И. Г. Чавчавадзе, Н. Я. Николадзе, X. Абовян, М. Л. Налбандян, М. Ф. Ахундов, Абай Кунанбаев, С. Айни, Г. Тукай, М. Гафури, К. Хетагуров и др.). Для нек-рых регионов характерно переплетение просветит, идеологии с романтизмом, игравшим особую роль в тех частях страны (Царство Польское, Литва), где было сильным нац.-освободит, движение, участники к-рого часто противопоставляли феод, и нац. гнёту идеализированное прошлое своих народов. Ряд революц. демократов кон. 19 - нач. 20 вв. развивался уже под определённым влиянием марксизма (П. А. Грабовский, С. А. Подолинский, И. Я. Франко, Леся Украинка, М.М. Коцюбинский), а нек-рые из них перешли на позиции марксизма (Н. Нариманов и др.).

Переход Г. В. Плеханова от народничества к марксизму, развёрнутая им и его сторонниками пропаганда марксизма, материалистич. понимания истории, критика концепций народничества и филос. ревизионизма оказали большое влияние на последующее развитие филос. и обществ, мысли народов России.

Высшей ступени в своём развитии марксизм и марксистская философия достигли в дооктябрьский период в произведениях В. И. Ленина. Его общетеоретич. работы «Что такое „друзья народа" и как они воюют против социал-демократов? », «Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве», «Развитие капитализма в России», «Что делать?», «Две тактики социал-демократии в демократической революции», «Империализм, как высшая стадия капитализма», «Государство и революция» и др. развивали и обогащали идеи К. Маркса и Ф. Энгельса по диалектич. и ист. материализму. Гл. филос. труды Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» и «Философские тетради» составили основу ленинского этапа марксистской философии. Важную роль в борьбе против бурж. философии, реформистских и ревизионистских концепций, в утверждении во всероссийском рабочем движении идей диалектич. и ист. материализма сыграли соратники и ученики Ленина: В. В. Адоратский, П. А. Джапаридзе, И. Ф. Дубровинский, В. В. Боровский, М. С. Ольминский, Я. М. Свердлов, И. В. Сталин, П. И. Стучка,

С. Г. Шаумян и др. Ленинское филос. наследие дооктябрьского периода стало важнейшей предпосылкой для развития марксистско-ленинской философии в сов. эпоху. В. Е. Евграфов, В. Ф. Пустарнаков.



Copyright © 2019    ·    О проекте: «Рефераты, Энциклопедии, Словари On-Line»    ·
Поиск информации: ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ ФИЛОСОФИЯ - Книга рекордов Гиннесса