Большая Советская Энциклопедия

Понятие: НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СССР,

источник - Большая Советская Энциклопедия




НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СССР

В СССР создан значительный и быстро растущий научно-технический потенциал (НТП). Он включает совокупность материальных и духовных ресурсов, определяющих научно-технический уровень общественного произ-ва в исторически определённых социально-экономич. условиях. НТП представляет собой ди-яамич. сочетание реализуемых и ещё не используемых объективных возможностей и условий для дальнейшего роста обществ, произ-ва. Важнейшие составляющие НТП - собственно научный потенциал, инженерно-конструкторский потенциал (принято также объединение этих двух составляющих в единый исследовательский потенциал), потенциал образования, технический потенциал производства. Развитие НТП сопровождается усилением взаимосвязи и взаимопроникновения этих элементов. Основные параметры НТП: сеть научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных организаций, занятых разработкой фундаментальных и прикладных направлений науки и её технологическим применением; кадры учёных и специалистов во всех звеньях цепи - от разработки науч. идей до массового внедрения достижений науки и техники; система подготовки и переподготовки научных и инж.-технич. кадров; финанс. и материально-технич. обеспечение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР); развитие науч., экспериментальной и производств, базы, её оснащённость науч. приборами, инструментами, оборудованием, материалами для проведения исследований и разработок, внедрения их результатов в произ-во; организация и управление науч. исследованиями и технич. разработками и система внедрения достижений науки и техники в практику; система информац. обеспечения, распространения передового опыта, пропаганды достижений науки и техники; участие в междунар. кооперации и специализации в научных исследованиях и технических разработках, способность эффективного использования преимуществ международного разделения труда.

Развитие НТП, темпы и характер его количеств, и качеств, роста определяются социально-экономич. природой гос-ва, общими и специфич. особенностями страны, уровнем развития её экономики и культуры. В условиях социализма постоянное наращивание и использование НТП осуществляется планомерно в масштабах всего общества на основе единой научно-технич. политики как составной части общегос. социально-экономич. политики. Рост НТП СССР - одно из главных условий социально-экономич. прогресса, обеспечения всестороннего развития всех членов общества и наиболее полного удовлетворения их материальных и культурных потребностей.

Планирование развития НТП, как и всего комплекса науч. и технич. исследований, является в СССР составной частью всей системы управления. Сознательно ставя науку на службу коммунистич. строительству, КПСС разрабатывает целенаправленную программу научно-технического прогресса, обеспечивая соединение достижений научно-технической революции с преимуществами социалистич. системы х-ва, гармоническое, пропорциональное развитие составляющих НТП компонентов, а также науки, техники и др. сфер общества. При этом одно из главных преимуществ социалистич. общества заключается в возможности концентрации усилий на решении важнейших проблем.

НТП СССР формируется и развивается как органич. часть социально-экономич. преобразований, осуществляемых под руководством Коммунистич. партии. Рост и совершенствование материально-технич. базы коммунизма, культурная революция, приведшая к широкому развитию образования, подготовке для всех отраслей нар. х-ва квалифицированных кадров специалистов, возрастающие финанс. и материальные средства, направляемые гос-вом на развитие науки и техники, моральное и материальное стимулирование научно-технического прогресса позволили обеспечить в короткий исторический срок развитие огромного НТП. Современный НТП СССР позволяет вести исследования по всему фронту проблем науки и техники.

В СССР насчитывается более 1, 2 млн. (1975) науч. работников. Общая численность занятых в сфере науки и науч. обслуживания достигла 4 млн., а в области просвещения и культуры - 9, 1 млн. чел. Количество дипломированных инженеров, занятых в нар. х-ве, составило 3, 7 млн. чел. 121, 5 млн. чел. имели высшее и среднее (полное и неполное) образование (58, 7 млн. чел. в 1959). В народном хозяйстве было занято 22, 8 млн. специалистов с высшим и средним спец. образованием (в т. ч. 9, 5 млн. с высшим и 13, 3 млн. со средним образованием) или в 120 раз больше, чем в дореволюц. России.

На нач. 1976 доля лиц с высшим образованием составила 9%, а с высшим и средним (полным и неполным) - 77% всего занятого населения (в 1939 соответственно - 1% и 12%).

После Окт. революции 1917 число науч. работников росло быстрыми темпами. В 1913 имелось 11, 6 тыс. науч. работников, к 1975 численность научных работников выросла более чем в 100 раз. С 1960 по 1975 численность всех науч. работников увеличилась в 3, 5 раза, численность работников с учёной степенью кандидата или доктора наук - в 3, 3 раза (см. табл. 1). Темпы роста численности научных работников более чем в 2 раза превышали темпы роста численности рабочих и служащих. Число науч. работников в СССР в 1975 составляло 1/4 часть науч. работников мира.

При сохранении высоких темпов роста НТП важнейшее значение Коммунистич. партия придаёт мероприятиям, связанным с качественной стороной, повышением эффективности использования НТП, улучшением и совершенствованием системы организации и управления н.-и. учреждениями и внедрением новой техники в произ-во.

Общее руководство научно-технич. исследованиями в стране осуществляет Сов. Мин. СССР. Спец. органом, ответственным за научно-технич. прогресс, является Гос. комитет Сов. Мин. СССР по науке и технике (ГКНТ). Высшее науч. учреждение СССР - Академия наук СССР (см. табл. 2).

Развитие НТП было направлено на развёртывание науч. базы не только в традиц. культурных центрах, но и в новых пром. и с.-х. районах, во всех союзных республиках. В стране сложилась разветвлённая и взаимосвязанная система научных учреждений, отвечающая потребностям развития советского общества. Её отличит, черты - охват широкой фундаментальной проблематики при одновременной устремлённости к практике, решению текущих и перспективных задач коммунистич. строительства.

Табл. 1. - Численность научных работников (на конец года), тыс. чел.
 
1950
1960
1970
1975
Всего научных работников, включая научно-педагогич. кадры вузов
162, 5
354, 2
927, 7
1223, 4
В том числе имеют учёную степень: доктора наук
8, 3
10, 9
23, 6
32, 3
кандидата наук
45, 5
98, 3
224, 5
326, 8
Из общего числа научных работников имеют учёное звание:
академика, члена-корреспондента, профессора
8, 9
9, 9
18, 1
22, 9
доцента
21, 8
36, 2
68, 6
87, 9
старшего науч. сотрудника
11, 4
20, 3
39, 0
53, 3
младшего науч. сотрудника и ассистента
19, 6
26, 7
48, 8
45, 0

Табл.2. - Численность научных работников и число научных учреждений в составе АН СССР, академий наук союзных республик и отраслевых академий (на конец 1975)
 
Численность научных работников
Численность академиков, действит. членов и чл.-корр.
Число научных учреждений, принадлежащих АН
АН СССР
41836
678
246
АН УССР
12102
282
76
АН БССР
4640
131
33
АН Узбекской ССР
3699
96
31
АН Казахской ССР
3731
132
33
АН Грузинской ССР
5493
109
40
АН Азербайджанской ССР
4222
90
32
АН Литовской ССР
1534
39
12
АН Молдавской ССР
883
37
19
АН Латвийской ССР
1760
52
16
АН Киргизской ССР
1434
44
19
АН Таджикской ССР
1213
42
19
АН Армянской ССР
2835
90
31
АН Туркменской ССР
866
49
16
АН Эстонской ССР
949
44
16
Всесоюзная ордена Ленина академия с.-х. наук им. В. И. Ленина
10339
211
166
Академия мед. наук СССР
5480
271
40
Академия пед. наук СССР
1711
131
14
Академия коммунального х-ва РСФСР
427
-
5

Важную роль в развитии НТП играют высшие уч. заведения и созданные при них науч. орг-ции. На начало 1975/76 уч. г. в СССР насчитывалось 856 вузов (в 8 раз больше, чем в дореволюц. России). За годы Сов. власти подготовлено св. 12 млн. специалистов с высшим образованием. В СССР исторически сложились 3 группы вузов: ун-ты, политехнич. ин-ты и специализированные (отраслевые) ин-ты. Руководство системой образования и исследовательской работой в высшей школе осуществляет Мин-во высшего и среднего спец. образования СССР.

Наряду с подготовкой специалистов с высшим образованием расширяется система подготовки науч. кадров высшей квалификации. Численность аспирантов за 1960-75 увеличилась в 2, 6 раза.

Финансирование НТП складывается из расходов из гос. бюджета и собственных средств предприятий и орг-ций, направляемых на капитальные вложения, текущие расходы, организацию и управление, подготовку кадров. Развитие НТП СССР сопровождается неуклонным ростом расходов на науку из гос. бюджета и др. источников. Они составили (в млрд. руб.) 0, 3 - в 1940, 6, 9 - в 1965, 11, 7 - в 1970, 17, 4 - в 1975.

Важной составной частью НТП являются н.-и. учреждения, проектные ин-ты, конструкторские бюро пром-сти, в к-рых сосредоточена значит, часть прикладных н.-и. работ, а также опытные и конструкторские работы. В отраслевых НИИ министерств и ведомств в нач. 70-х гг. было ок. 45% всех науч. работников. В этих орг-циях наряду с учёными занято большое число инженеров-конструкторов, инженеров-технологов, квалифицированных рабочих. К технич. потенциалу произ-ва относится также большое число лабораторий (заводских, фабричных, цеховых и др.), конструкторских орг-ций на балансе предприятий, отделы, бюро, опытно-экспериментальные отделы, отделы механизации и автоматизации и др. Для развития НТП характерна тенденция усиления связей между его различными составляющими. По мере роста научно-технич. уровня пром. произ-ва всё более возрастает интеллектуализация труда непосредственно в сфере произ-ва, что способствует постепенному стиранию существенных различий между умственным и физич. трудом. Одно из проявлений этого процесса - увеличение числа изобретателей (см. Изобретательство) и рационализаторов, опирающихся на достижения науки и техники. В 1975 по сравнению с 1940 количество ежегодно поступающих изобретений и рационализаторских предложений возросло с 591 тыс. до 5113 тыс., из них внедрённых с 202 тыс. до 3977 тыс.; экономия в расчёте на год выросла с 90 до 4805 млн. руб. Связь науки с произ-вом приобретает самые разнообразные формы на всех стадиях процесса - от зарождения науч. идей, науч. экспериментов, инженерно-технич. разработок до организации внедрения новой техники и технологии в произ-во. Важнейшая задача в совр. условиях - всемерное ускорение этого процесса.

В 1971-75 освоено произ-во и начат серийный выпуск 16, 5 тыс. новых видов машин, оборудования и приборов (8, 4тыс. в 1966-70). Доля отраслей, в наибольшей степени определяющих технич. прогресс и эффективность нар. х-ва (машиностроения, электроэнергетики, химич. и нефте-химич. пром-сти) в общем объёме пром. произ-ва повысилась с 31% в 1970 до 36% в 1975. При этом выпуск продукции машиностроения увеличился в 1, 8 раза, в т. ч. вычислит, техники - в 4 раза, приборов, средств автоматизации и запасных частей к ним - в 1, 9 раза. Если за 1966-70 было создано 414 автоматизированных систем управления, то в 1971-75 - 2364, из них 321 и 1457, соответственно, - для управления предприятиями и технологическими процессами. В 1965-75 число комплексно механизированных и автоматизированных предприятий в пром-сти возросло с 1, 9 тыс. до 5, 4 тыс., а участков, цехов и производств - с 22, 4 тыс. до 66, 2 тыс.; количество механизированных поточных линий увеличилось с 42, 9 тыс. до 114, 1 тыс., автоматич. линий - с 6 тыс. до 17, 1 тыс. Темпы роста НТП обгоняют темпы роста в любой из сфер обществ, произ-ва, что является свидетельством успешного развертывания научно-технич. революции в СССР.

Составная часть НТП - информац. служба в области науки и техники, к-рая строится в СССР как единая общегос. система. В 1975 в научно-технич. информац. сети имелось 10 всесоюзных НИИ, 86 центральных отраслевых органов и 93 терр. центра информации. Непосредственно в н.-и. и проектно-конструкторских орг-циях, на фабриках я заводах имелось более 11 тыс. бюро и отделов научно-технич. информации. Всего в системе научно-технич. информации занято ок. 166 тыс. чел.

Важнейшая черта сов. науки, продолжающей традиции росс, науки, - тесная связь с мировой наукой, освоение её достижений и одновременно внесение вкладов в её развитие. Рациональное использование междунар. кооперации в области науки и техники, растущее междунар. сотрудничество - существенное условие роста НТП. Эти процессы диктуются усиливающейся интернационализацией науки и тем, что мн. проблемы приобрели глобальный характер (напр., мирное использование ядерной энергии, освоение космоса и богатств океана, защита окружающей среды, обеспечение человечества продуктами питания и энергией, борьба с нек-рыми болезнями). Важнейшее значение междунар. науч. связей состоит и в том, что они оказывают всё возрастающее влияние на политич. отношения между гос-вами, содействуя обеспечению междунар. безопасности, созданию атмосферы доверия и взаимопонимания между народами.

Сотрудничество в области науки и техники становится важной предпосылкой развития стран социализма, основой их экономич. интеграции, фактором, цементирующим сплочённость социалистич. содружества, укрепляющим его междунар. позиции. На основе сотрудничества социалистич. стран осуществляется эффективное объединение НТП стран - членов СЭВ, углубление междунар. разделения труда и кооперирования в сфере фундаментальных и прикладных исследований, в использовании их ресурсов.

Позитивные сдвиги в междунар. обстановке в конце 60-70-х гг. позволили значительно расширить объём научно-технич. связей СССР со мн. капиталистич. странами и внесли качеств, изменения в их формы и методы. Научно-технич. связи с развитыми капиталистич. странами почти полностью переведены на долгосрочную основу в рамках межправительств, соглашений, намечающих осн. задачи и формы экономич. и научно-технич. связей. Заключение этих соглашений - свидетельство признания реалистически мыслящими представителями деловых, науч. и политич. кругов Запада выдающихся достижений СССР в области науки и техники и важности развития научно-технич. сотрудничества. Сотрудничество СССР с развивающимися странами в макс, степени направлено на то, чтобы обеспечить укрепление их экономич. самостоятельности, создание собств. НТП.

Важную роль в развитии научно-технич. сотрудничества играют междунар. орг-ции. СССР - член ок. 600 междунар. политических, экономич., научно-технич., культурных и др. орг-ций. Из них ок. 320 занимаются изучением и решением вопросов экономики, науки, техники. Сов. учёные и специалисты участвуют в научно-текнич. программах ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирной орг-ции здравоохранения (ВОЗ), Организации Объединённых Наций по пром. развитию (ЮНИДО) и др. СССР проводит также работу в орг-циях неправительств, характера [напр., Междунар. орг-ции по стандартизации (МОС), Междунар. электротехнич. комиссии (МЭК) и др.]. Актуальные проблемы разрабатываются в рамках орг-ции, занимающихся вопросами энергетики [Мировая энергетич. конференция (МИРЭК), Междунар. конференция по большим электрич. системам высокого напряжения (СИГРЭ) и др.]. Плодотворно участие сов. учёных и специалистов в междунар. орг-циях, занимающихся решением актуальных проблем теоретич. и прикладной физики, химии, механики, биологии и др. науч. дисциплин. Интенсификация междунар. научно-технич. сотрудничества, многообразие его форм - характерная особенность совр. научно-технич. революции, действенное средство развития научно-технич. и экономич. потенциала каждой из участвующих стран.

Важнейшую роль в дальнейшем развитии НТП СССР призвана сыграть впервые разработанная Комплексная программа научно-технич. прогресса и его социально-экономич. последствий на 1976-90. Намеченное в ней ускоренное развитие науки и техники, всего НТП послужит основой решения задач коммунистич. строительства в СССР.

См. разделы Народное образование, Экономика. Д. М. Гвишиани.



Copyright © 2019    ·    О проекте: «Рефераты, Энциклопедии, Словари On-Line»    ·
Поиск информации: НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СССР - Книга рекордов Гиннесса