Большая Советская Энциклопедия

Понятие: РЕЙНАЛЬ,

источник - Большая Советская Энциклопедия




РЕЙНАЛЬ (Raynal) Гийом Томас Франсуа (11.4.1713, Сен-Женье, Аверон, - 6.3.1796, Париж), французский историк и социолог, представитель Просвещения. Получил образование в иезуитском коллеже. Отказавшись от деятельности священника, Р. поселился в Париже (1747), где занимался лит. работой и сотрудничал в "Энциклопедии" Д. Дидро. Гл. произведение Р. - "Филос. и политич. история учреждений и торговли европейцев в обеих Индиях" (6 тт., 1770) содержит острую критику феод.-абсолютистских порядков, католич. церкви, колониализма. Р. проявлял глубокий интерес к истории Англ. и Нидерл. революций, пропагандировал опыт революции в Сев. Америке. Книга была в 1781 осуждена франц. парламентом на сожжение, автор подлежал аресту. Р. бежал из Франции. Находясь в изгнании, объездил много стран, был в России, в 1787 вернулся на родину. Избранный в Генеральные штаты 1789, Р. отказался от своего мандата. В период Великой франц. революции Р. выступал против углубления революц. борьбы, осуждал якобинцев.

Как философ Р. стоял на позициях метафизич. материализма, хотя в самой общей форме высказал мысль о том, что природа имеет историю, к-рая включает постепенные количеств. изменения, а также перевороты, революции. В вопросе об источнике знаний Р. был сторонником сенсуализма. Социологич. концепция Р.- своеобразный экономии, материализм. Р. принадлежал к тем мыслителям, к-рые "...сделали первые попытки дать историографии материалистическую основу..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 27). Преодолев социальный атомизм, "робинзонаду", Р. сделал отправным пунктом своего анализа общество, а не индивида. Считая общественное состояние человека исконным, он отказался от договорной теории происхождения общества и государства. Причиной возникновения частной собственности и неравенства Р. считал эволюцию земледелия, пром-сти и торговли. Общий ход истории он представлял как борьбу разнородных групп людей за свободу и более справедливое распределение богатства. Осуждал войны как средство внеш. политики, боролся против расизма. Будучи атеистом, Р. видел свою задачу в разоблачении социальной роли религии.

Идеи Р. оказали влияние на философию истории Сен-Симона, историческую концепцию франц. историков эпохи Реставрации, на взгляды А. Н. Радищева.

Соч.: CEuvres, v. 1-4, Geneva, 1784; в рус. пер. - Философская и политическая история о заведениях и коммерции европейцев в обеих Индиях, 2 изд., СПБ, 1834-35.

Лит.; Старосельская-Никитина О., Очерки по истории науки и техники периода Французской буржуазной революции 1789 - 1794 гг., М.- Л., 1946; Зельманова Г., Рейналь - как историк философии, "Вопросы философии", 1961, № 5; Lunеt В., Biographie de l'abbe Raynal, Rodez, 1866; Моrlеу J., Diderot and the encyclopaedists, v. 1 - 2, L., 1886; Feugere A., Un precurseur de la revolution I'abbe Raynal, P., 1922; его же, Bibliographie critique de I'abbe Raynal. P., 1922; Hervier M., Les ecrivains francais juges par leurs contemporains, v. 2, P., [1931].

Г. Л. Зелъманова.



Copyright © 2017    ·    О проекте: «Рефераты, Энциклопедии, Словари On-Line»    ·
Поиск информации: РЕЙНАЛЬ - Книга рекордов Гиннесса