Большая Советская Энциклопедия

Понятие: КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.,

источник - Большая Советская Энциклопедия




Краткая историческая справка. Потребность людей в обмене информацией появилась в глубокой древности. С зарождением письменности информация стала передаваться в письменном виде, что положило начало П. с. Вначале такая связь была эпизодической. С возникновением рабовладельч. государств, правители к-рых нуждались в постоянной информации о положении в собств. стране и на подвластных им территориях, П. с. стала приобретать упорядоч. характер. В Др. Греции, Персии, Египте, Китае, Римской империи существовала хорошо налаженная гос. П. с.: письменные сообщения пересылались с конными и пешими гонцами по принципу эстафеты. В раздробл. феодальной ср.-век. Европе существовали монастырские и университетские почты: гонцы монастырской почты поддерживали связь между монастырями и главой церкви в Риме, между монашескими орденами и их братствами, а университетской - между учащимися и их семьями; нек-рые из университетских почт за определённую плату доставляли сообщения частным лицам. С развитием торговли и ремёсел появились почты городов, обслуживавшие купцов и ремесленников. Постепенно право пользования этими почтами стало предоставляться и др. слоям населения. На территории Зап. Европы с почтой городов конкурировала частная почта, организованная нем. дворянским домом Турн и Таксис (она просуществовала ок. 400 лет и была выкуплена в 1867 правительством Пруссии). В 16-17 вв. во Франции, Швеции, Англии и др. странах возникла централизованная королевская почта. С развитием производств. отношений и зарождением капитализма возникла необходимость организации регулярной и быстрой П. с. как внутри стран, так и между странами.

Важная веха в истории П. с.- выпуск почтовой марки (1840, Великобритания). В 1869 в Австрии появились почтовые карточки. В 1874 на 1-м Междунар. почтовом конгрессе 22 страны, в т. ч. Россия, подписали Всеобщий почтовый договор и образовали Всеобщий почтовый союз (с 1878 - Всемирный почтовый союз). В 1878 заключена Всемирная почтовая конвенция, регулирующая обмен корреспонденцией, к-рая содержит письменные сообщения. Появление в нач. 19 в. паровоза и парохода, а в начале 20 в. самолёта значительно увеличило скорость пересылки почтовых отправлений. П. с. стала общегосударственной и начала обслуживать всё население. С изобретением телеграфа (1832), телефона (1876) и радио (1895) П. с. не утратила своей важной роли средства общения миллионов людей и в 70-х гг. 20 в. остаётся самым массовым и дешёвым видом связи. Несмотря на создание и быстрое развитие автоматизпр. систем электросвязи, П. с. несомненно сохранит своё огромное значение и в обозримом будущем.

На Руси уже в 10 в. существовал "повоз" - особая повинность населения выставлять лошадей с повозками для княжеских гонцов. В 13 в. организована спец. служба для пересылки письменных сообщений с регламентированным распорядком работы, т. н. ямская гоньба, -самобытное русское учреждение, просуществовавшее до второй пол. 19 в. На дорогах, отходящих от Москвы, были построены ямские дворы, где гонцы сменяли лошадей. В 16 в. для руководства ямской гоньбой создано государств, учреждение - Ямской приказ. С учреждением в 1782 Почтового департамента ямские дворы стали наз. почтовыми станциями. Во второй пол. 17 - нач. 18 вв. наряду с ямской гоньбой, удовлетворявшей потребности адм. аппарата, создаются др. почтовые учреждения для нужд не только правительства, но и частных лиц. В 1665 организованы почтовые маршруты из Москвы в Ригу и в 1669 - в Вильнюс, к-рые давали возможность обмена корреспонденцией, в т. ч. частной, с зарубежными странами. Внутри страны организована связь между мн. городами. В крупных городах учреждены почтамты или почтовые конторы. В 1781 введены пересылка денег по почте и доставка корреспонденции почтальонами, в 1783 - единые тарифы на пересылку корреспонденции в зависимости от её массы и от расстояния. К нач. 19 в. насчитывалось ок. 460 почтовых учреждений с 5 тыс. служащих. С 1837 почтовые отправления стали перевозить по железной дороге (Россия -одна из первых стран, организовавших такие перевозки). В 1843 создана гор. почта в Петербурге, в 1845 - в Москве. В 1843 введён единый почтовый тариф на пересылку корреспонденции независимо от расстояния, в 1848 установлены почтовые ящики и выпущены штемпельные конверты (конверт с напечатанным гос. гербом - знаком оплаты), в 1858 - почтовые марки. Всё это значительно упростило пользование услугами П. с. и способствовало росту почтового обмена. С 1865 введена т. н. земская почта для обслуживания сел. населения. Со времени подписания Рус. почтовым ведомством Всемирной почтовой конвенции (1878) и вплоть до Великой Окт. социалистич. революции существ. изменений в организации русской П. с. не произошло.

Сов. власть получила в наследство от царской России отсталую (по сравнению с европ. странами) П. с., работа к-рой к тому же была дезорганизована хозяйств. разрухой в стране. Сов. правительство поставило задачу обновления всей организации П. с. и её технич. совершенствования. В 1917-21 рядом декретов были расширены функции П. с. (в её ведение, напр., переданы распространение периодич. печати и справочная служба), выпущены первые сов. марки и т. д.

В годы первых пятилеток (1929-40) и особенно после Великой Отечеств. войны 1941-45 проводилась работа по развитию сети предприятий связи, увеличению объёма перевозок почты авиац. и автомоб. транспортом, механизации и автоматизации обработки почты. Важную роль П. с. сыграла в период Великой Отечеств, войны: полевая почта прочно связывала фронт и тыл. Осн. показатели развития П. с. в СССР приведены в таблице.

Основные показатели развития почтовой связи в СССР
 
Наименование показателей
1940
1973
Предприятия связи, тыс.
51
85
в т. ч. на селе
44
61
Почтовые ящики, тыс.
216
640
в т. ч. на селе
174
450
Почтовый обмен, млн. единиц:
письменная корреспонденция
2580
8714
денежные переводы и пенсии
99
697
посылки
45
197
газеты и журналы
6698
38264
Пробег ж.-д. почтового транспорта, млн. км
133
611
Протяжённость автомобильных почтовых маршрутов, тыс. км
128
1295
Перевезено почты авиатранспортом, тыс. га
121
341

П. с. стала составной частью общегосударств. системы связи - одной из отраслей нар. х-ва СССР. Она удовлетворяет культурно-бытовые потребности населения, потребности пром-сти, с. х-ва, аппарата управления в обмене информацией как внутри страны, так и с др. государствами. Исключит. значение имеет доставка подписчикам по почте неск. млрд. экземпляров газет и журналов. Кроме того, работники почты доставляют на дом пенсии миллионам пенсионеров, принимают на селе плату за электроэнергию, инкассируют выручку магазинов потребкооперации. Более 40 тыс. отделений связи выполняют функции сберегат. касс. Сотни тысяч студентов-заочников пересылают по почте контрольные работы и курсовые проекты. Более 8 млн. человек в год получают по почте различные промтовары с баз Посылторга, а сел. магазины - с баз Кооппосылторга. Всё большую популярность у населения приобретают такие виды услуг, как "Книга-почтой", "Подарки по почте", приём почтовых отправлений на дому и др.



Copyright © 2019    ·    О проекте: «Рефераты, Энциклопедии, Словари On-Line»    ·
Поиск информации: КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА. - Книга рекордов Гиннесса