Большая Советская Энциклопедия

Понятие: НАУКА И ДРУГИЕ ФОРМЫ ОСВОЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.,

источник - Большая Советская Энциклопедия




Наука и другие формы освоения действительности. Будучи неотъемлемой от практич. способа освоения мира, H. как производство знания представляет собой весьма специфич. форму деятельности, существенно отличную как от деятельности в сфере материального производства, так и от др. видов собственно духовной деятельности. Если в материальном производстве знания лишь используются в качестве идеальных средств, то в H. их получение образует главную и непо-средств. цель, независимо от того, в каком виде воплощается эта цель - в виде ли теоретич. описания, схемы технологич. процесса, сводки экспериментальных данных или формулы к.-л. препарата. В отличие от видов деятельности, результат к-рых в принципе бывает известен заранее, задан до начала деятельности, науч. деятельность правомерно называется таковой лишь постольку, поскольку она даёт приращение нового знания, т. е. её результат принципиально нетрадиционен. Именно поэтому H. выступает как сила, постоянно революционизирующая др. виды деятельности.

От эстетич. (художественного) способа освоения действительности, носителем к-рого является искусство, H. отличает стремление к обезличенному, максимально обобщённому объективному знанию, в то время как в искусстве результаты художеств, познания неотделимы ог индивидуально-неповторимого личностного элемента. Часто искусство характеризуют как "мышление в образах", a H.- как "мышление в понятиях", имея целью подчеркнуть, что первое развивает преим. чувственно-образную сторону творческой способности человека, a H.- в основном интеллектуально-понятийную. Однако эти различия не означают непроходимой грани между H. и искусством, к-рые объединяет творчески-познават. отношение к действительности. С одной стороны, в построениях H., в частности в конструкции теории, в матем. формуле, в схеме эксперимента или его идее, существ, роль нередко играет эстетич. элемент, что специально отмечали MH. учёные. С др. стороны, произведения искусства несут, помимо эстетической, и позна-ват. нагрузку. Так, первые шаги К. Маркса в понимании социально-экономич. сущности денег в бурж. обществе опирались, в частности, на анализ произв. И. В. Гёте и У. Шекспира (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произв., 1956, с. 616-20).

Сложный характер имеет взаимосвязь между H. и философией как специфич. формами обществ, сознания. Философия всегда в той или иной мере выполняет по отношению к H. функции методологии познания и мировоззренч. интерпретации его результатов. Философию объединяет с H. также стремление к построению знания в теоретич. форме, к логич. доказательности своих выводов. Высшего воплощения это стремление достигает в диалектическом материализме - философии, к-рая сознательно и открыто связывает себя с H., с науч. методом, делая предметом своего изучения наиболее общие законы развития природы, общества и мышления и опираясь при этом на результаты H. Благодаря прямой связи философии с мировоззрением различные филос. направления в условиях классово-антагонистич. общества по-разному относятся к H. и принятым ею способам построения знания. Одни из этих направлений настроены к H. скептически (напр., экзистенциализм) или даже открыто враждебно, другие, напротив, пытаются полностью растворить философию в H. (позитивизм), игнорируя тем самым мировоззренч. функции философии. Только марксизм-ленинизм даёт последоват. решение проблемы соотношения философии и H., принимая от H. её метод, полностью используя её результаты, но одновременно учитывая специфику предмета и социальной роли философии; это и делает его подлинно науч. философией. Через философию и общую теорию обществ. H. вся H. связана с идеологией

И политикой. В условиях классовых антагонизмов это обусловливает классовый характер тесно примыкающих к философии обществ. H., их партийность и важную мировоззренческую роль естеств. H.

H., ориентированная на критерии разума, по своему существу была и остаётся противоположной религии, в основе к-рой лежит вера в сверхъестеств. начала. Если H. изучает действительность, исходя из неё самой, требует рационального обоснования и практич. подтверждения получаемых ею знаний, то религия свою гл. опору усматривает в откровении, в апелляции к сверхразумным доводам и к непререкаемости авторитета канонич. текстов. В совр. условиях, однако, религия вынуждена считаться с огромными успехами H. и ростом её реальной социальной роли и потому пытается найти (разумеется, тщетно) какие-то способы согласования своего учения с истинами H. или даже приспособить последние к своим нуждам.
 



Copyright © 2019    ·    О проекте: «Рефераты, Энциклопедии, Словари On-Line»    ·
Поиск информации: НАУКА И ДРУГИЕ ФОРМЫ ОСВОЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ. - Книга рекордов Гиннесса