Большая Советская Энциклопедия

Понятие: XI. НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ,

источник - Большая Советская Энциклопедия




XI. Народное образование и культурно-просветительные учреждения

До сер. 18 в. в М. обучение детей молд. феодалов велось в школах при крупных монастырях. В 1766 в уездных городах М. созданы первые светские школы. После присоединения Бессарабии к России (1812) в кон. 20-х - нач. 30-х гг. 19 в. во всех городах края открылись 3-классные уездные училища. В 20-е гг. в Кишинёве декабристами (В. Ф. Раевским и др.) были организованы уч. заведения, занятия в к-рых велись по белл-ланкастерской системе. В 1833 в Кишинёве учреждена мужская гимназия, в 1842 - училище садоводства. С сер. 30-х гг. в соответствии с новым школьным уставом, ограничивавшим возможность общего образования, получили распространение церковно-приходские школы. По переписи населения 1897, неграмотные в Бессарабии составляли ок. 82% , а среди молдаван ок. 90%. В 1914/15 уч. г. в М. (в совр. границах) насчитывалось 1314 общеобразоват. школ, в т. ч. 26 гимназий и реальных училищ. В нач. школах обучалось только 20% детей школьного возраста. Ср. школы были недоступны для детей рабочих и крестьян. В крае не было ни одного вуза.

После Великой Окт. социалистич. революции перед молд. народом открылся широкий путь культурного развития. Развернулась работа по введению всеобщего обучения на родном языке. Ко времени образования Молд. АССР (окт. 1924) имелось 299 школ (в т. ч. 13 средних), в к-рых обучалось 38% детей школьного возраста. В 1924 в республике насчитывалось 150 тыс. неграмотных. К 1939 неграмотность взрослого населения была ликвидирована. К 1938 в основном была решена задача всеобщего 7-летнего обучения детей. К сер. 1940 школьная сеть Молд. АССР насчитывала 504 общеобразоват. школы, в к-рых обучалось 113, 7 тыс. уч-ся. В нач. 1940 имелось 3 высших уч. заведения, 11 ср. спец. уч. заведений. Значит, успехи были достигнуты и в развитии дошкольного и внешкольного воспитания. Первый детсад в республике был открыт в 1926 на 45 детей. К 1940 насчитывалось 70 детсадов на 3605 детей. Для детей были созданы: дет. театр, 2 дворца пионеров и 56 пионерских клубов, 9 дет. технич. станций, 14 районных и гор. дет. библиотек, 113 колхозных домов пионеров, Дом художеств, воспитания.

Иное положение было в Бессарабии, захваченной в 1918 Румынией. Рум. власти закрыли ок. 500 школ, подавляющее большинство детей оказалось вне школы. 85% всего населения было неграмотно. Обучение на родном яз. запрещалось. После воссоединения Бессарабии с СССР и образования Молд. ССР (1940) большую помощь республике в налаживании системы образования оказали РСФСР и УССР, направив сюда ок. 1 тыс. учителей. В 1940/41 уч. г. в Молд. ССР работало 1864 школы, 22 ср. спец. уч. заведения, 6 вузов. В период Великой Отечеств, войны 1941-45 оккупанты разрушили и сожгли более 600 школ, разграбили оборудование учебных заведений. После освобождения М. (авг. 1944) развернулось строительство школ. 3а 1946-66 за счёт государственных капитальных вложений и на средства колхозов построены 1434 школы на 372 тыс. мест.

Важной задачей нар. образования явилась ликвидация неграмотности взрос лого населения быв. Бессарабии. К нач. 1951 было обучено грамоте ок. 1 млн. чел., вт. ч. 572 тыс. женщин. По переписи 1959, число грамотных в возрасте 9-49 лет достигло 97, 8% , а в 1970 - 99, 5%.

В 1962/63 уч. г. полностью завершён переход к 8-летнему обязательному обучению. С 1966/67 уч. г. осуществляется постепенный переход ко всеобщему ср. образованию. В 1972 в М. былс 1235 постоянных дошкольных учреждений, в к-рых воспитывалось 123, 4 тыс. детей, и 1218 колх. сезонных яслей-садов. В 1973/74 уч. г. в 2140 общеобразоват. школах всех видов (в т. ч. в 1195 средних) обучалось 815, 2 тыс. уч-ся (из них в 9-11-х классах 174, 7 тыс.), работало 45 679 учителей. Быстрыми темпами растёт сеть уч. заведений проф.-технич. образования. В 1973/74 уч. г. в 64 проф.-технич. училищах (32, 3 тыс. чел.) велась подготовка квалифицированных рабочих для пром-сти, с. х-ва, стр-ва и транспорта.

Значительны успехи в области высшего и ср. спец. образования. В 1973/74 уч. г. работало 8 вузов - Кишинёвский университет, ин-ты - с.-х., мед., пед., политехнич., искусств в Кишинёве, пед. ин-ты в Тирасполе и Бельцах, в к-рых обучалось 42, 4 тыс. студентов; в 46 ср. спец. уч. заведениях - 52, 4 тыс. уч-ся.

На нач. 1973 имелось 1918 массовых библиотек (общий фонд 18, 6 млн. экз. книг и журн.), крупнейшие библиотеки-Гос. библиотека Молд. ССР им. Н. К. Крупской (см. в ст. Библиотеки союзных республик), библиотеки АН Молд. ССР и Кишинёвского ун-та; 21 музей, в т. ч. Историко-краеведческий музей Молд. ССР, Музей истории Ком-мунистич. партии М. и его филиал - Музей Кишинёвской подпольной типографии ленинской газ. "Искра", Художественный музей Молдавской ССР, Дом-музей А. С. Пушкина, Республиканский мемориальный музей Г. И. Котовского и С. Лазо - в Кишинёве, историко-краеведче-ские музеи в Тирасполе, Кагуле и др., Дом-музей Г. И. Котовского (г. Котовск); 1780 клубных учреждений; 66 дворцов и домов пионеров и школьников, 18 станций юных техников, 6 станций юных натуралистов, экскурсионно-туристская станция.

Лит.: Народное образование в Молдавии за годы Советской власти, Кит., 1967.

В. Л. Кердиваренко.



Copyright © 2020    ·    О проекте: «Рефераты, Энциклопедии, Словари On-Line»    ·
Поиск информации: XI. НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ - Книга рекордов Гиннесса