Большая Советская Энциклопедия

Понятие: МАХАЯНА,

источник - Большая Советская Энциклопедия




МАХАЯНА (санскр. -большая колесница, или великий путь), самоназвание крупнейшей, наряду с хинаяной, разновидности буддизма. Прослеживается по лит. памятникам с 1 в. до н. э., хотя возможность развития буддизма в сторону М. наметилась ещё на первых буддийских соборах 5-3 вв. до н. э., на к-рых активно выступали сторонники широкой миссионерской деятельности, допущения мирян в буддийскую сангху (общину) и смягчения правил религ. послушания. Формирование М. связано с именами Нагарджуны, Асанги, Ашвагхоши и Арьядевы - крупнейших представителей религ.-филос. мысли буддизма 1-5 вв. Высшим религ. идеалом в М. считается бодхисатва - универсальный, но воплощённый в личности космич. принцип связанности взаимным состраданием и взаимной помощью всех существ, стремящихся к освобождению от пут мирского существования. В отличие от архата - идеального святого хинаяны, добивавшегося личного освобождения строгим соблюдением канонич. и ритуальных предписаний, бодхисатва выступает как образец для других: он сам не освобождается до тех пор, пока все до единого живые существа, стремящиеся к освобождению, не сумеют воспользоваться его примером и не достигнут нирваны. Более конкретно понятие бодхисатвы связано с накоплением личностью опре-дел. набора предельных качеств (т. н. парамит): сверхмилосердия, сверхнравственности, сверхтерпения, сверхэнергичности, сверхсосредоточения и сверхзнания. Центр, место в культе М. занимает символика "трёх тел Будды": "тела Закона" ("Дхармакая") - образа вселенского духовного бытия Будды; "тела Наслаждения" ("Самбхогакая") - идеального образа Будды, ниспосылаемого ученикам, находящимся в йогич. трансе; "тела Призрачного" ("Нирмаакая") - материального человеческого облика Будды как субъекта образцового религ. поведения. Религ. символика М. Строится в виде сложного пантеона божеств, воплощающих персонализованные ценности достижения конечного освобождения. Важнейшие из них: Будда-Амитабха, или воплощённый в мире дух буддизма; Будда-Авалокитешвара, или обращённое на мир сострадание; Будда-Майтрея, или надежда мира. В основу канонич. лит-ры М. легли 9 гл. сутр (т. н. Вайпулья-сутры). Осн. филос. школы М.: иогачара, или виджнянавада (основатель Асанга), и мадхъямика, или шуньявада (основатель Нагар джуна). С М. связано развитие тантристских учений буддийской йоги.

С первых вв. н. э. М. начала распространяться в Китае, Тибете, Корее, Японии, позже в Монголии и др. странах. Большинство канонич. текстов М. в Индии было составлено на санскрите, в странах распространения М. - также на местных языках. Для М. характерны пышные религ. обряды.

Лит.: Асвагоша, Жизнь Будды, М., 1913; Арнольд Э., Свет Азии, 2 изд., СПБ, 1906; Ш ю р э Э., Сакия-Муни древний мудрец, М., 1897; Suzuki D. Т., Outlines of Mahayaha Buddhism, L., [1907]; Sogen J., Systems of Buddhistic thought, Calc., 1912. См. также лит. при ст. Буддизм. А. М. Пятигорский.



Copyright © 2019    ·    О проекте: «Рефераты, Энциклопедии, Словари On-Line»    ·
Поиск информации: МАХАЯНА - Книга рекордов Гиннесса