Большая Советская Энциклопедия

Понятие: КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА,

источник - Большая Советская Энциклопедия




КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА, направление в искусствоведении, преим. в литературоведении, возникшее в сер. 19 в. и разработавшее принцип историко-генетич. изучения лит-ры и иск-ва. Выдвинутый в кон. 18 в. И. Гер-дером и отчасти воспринятый биографическим методом, этот принцип наиболее полно обоснован в трудах И. Тэна (Франция), к-рый рассматривал художеств. произведение как выражение обществ, психологии народа на определ. этапе его развития. "...Искусства появляются и исчезают одновременно с определёнными течениями в области мысли и нравов, с которыми они связаны" ("Философия искусства", М., 1933, с. 6). Особенности же этих течений зависят от трёх осн. условий: "расы" (врождённый нац. "темперамент"), "среды" (природа, климат, социальные обстоятельства) и данного исторического "момента" (в т. ч. "традиции").

Осн. положения К.-и. ш. нашли развитие и применение в трудах Ж. Бедье, Ф. Брюнетъера, Г. Лансона (Франция), Г. Брандеса (Дания), В. Шерера, Г. Гет-нера (Германия), Менендеса-и-Пелайо, Менендеса Пидаля (Испания), П. П. Пекарского, А. Н. Пыпина, Н. С. Тихонра-еова (Россия) и др. Установление принципа зависимости форм развития иск-ва от этапов обществ. развития позволило представителям К.-и. ш. создать истории нац. (Тэн, Лансон) и европ. (Брандес) лит-р. Историко-лит. труды содействовали становлению сравнительно-исторического литературоведения. Благодаря общетео-ретич. пафосу историчности и отсутствию эстетич. догматизма ("... не навязывает правил, а констатирует законы" - там же, с. 8) школа сыграла заметную роль в формировании науч. литературоведения. Объясняя же иск-во как продукт обществ. развития и вместе с тем сближая его с иными формами обществ. мысли, К.-и. ш. оставляла на втором плане специфического свойства искусства - общечеловечность идей, индивидуальность восприятия мира художником, свободу воображения и др.

Методологич. возможности К.-и. ш. ограничивались влиянием философии позитивизма. Мн. учёные (Лансон, Пыпин) отказывались искать среди факторов, обусловливающих генезис произведения, доминирующий и признавали их равнозначными; осн. задачей для них становилось накопление фактов, а не выработка целостных концепций; они нередко рассматривали произведение лишь как историч. документ, материал для изучения психологии и материальной культуры народа.

К неоспоримым заслугам К.-и. ш. марксистские исследователи относят накопление представителями школы огромного историко-культурного материала, выработку ими принципов текстологич. анализа, закладку основ науч. источниковедения. Г.К.Косиков.



Copyright © 2019    ·    О проекте: «Рефераты, Энциклопедии, Словари On-Line»    ·
Поиск информации: КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА - Книга рекордов Гиннесса