Большая Советская Энциклопедия

Понятие: КОМЕНСКИЙ,

источник - Большая Советская Энциклопедия




КОМЕНСКИЙ (Komensky, Comenius) Ян Амос (28.3.1592, Нивнице, Юж. Моравия, -15.11.1670, Амстердам), чешский педагог-гуманист, обществ, деятель. Род. в семье члена протестантской общины Чешских братьев. Получил первоначальное образование в братской школе, в 1608-10 учился в лат. школе, затем в Херборнской академии, Гейдельбергском ун-те, где приступил к созданию своеобразной энциклопедии-"Театр всех вещей" (1614-27) и начал работу над полным словарём чеш. яз. ("Сокровищница чешского языка", 1612-56). В 1614 К.- учитель братской школы в Пршерове. В 1618-21 жил в Фульнеке, изучал труды гуманистов эпохи Возрождения -Т. Кампанеллы, X. Вивеса и др. В 1627 К. приступил к созданию труда по дидактике на чеш. яз. В связи с гонениями со стороны католиков К. эмигрировал в Польшу (г. Лешно). Здесь он преподавал в гимназии, закончил свою "Дидактику" на чеш. яз. (1632), а затем переработал её и перевёл на лат. яз., назвав "Великой дидактикой" (1533-38), подготовил неск. учебников: "Открытая дверь к языкам" (1631), "Астрономия" (1632), "Физика" (1633), написал первое в истории руководство для семейного воспитания- "Материнская школа" (1632). К. усиленно занимался разработкой идей пансофии (обучение всех всему), к-рые вызвали большой интерес европ. учёных.

В 40-е гг. опубликовал ряд учебников. В 1650 К. был приглашён для организации школ в Венгрии, где попытался частично реализовать свою идею устройства пансофич. школы. Науч. обоснование её принципов, уч. план, распорядок дня были изложены К. в сочинении "Пансофическая школа" (1651).

Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, К. применил метод драматизации уч. материала и на основе "Открытой двери к языкам" написал ряд пьес, составивших книгу "Школа-игра" (1656). В Венгрии К. закончил первый в истории иллюстрированный учебник "Мир чувственных вещей в картинках" (1658), в к-ром рисунки являлись органич. частью уч. текстов. Переехав в Амстердам, К. продолжал работу над начатым ещё в 1644 капитальным трудом "Всеобщий совет об исправлении дел человеческих", в к-ром дал план реформы человеческого общества. Первые 2 части труда опубликованы в 1662, рукописи же остальных 5 частей найдены в 30-х гг. 20 в.; полностью труд опубликован на лат. яз. в Праге в 1966. Итог своей долгой жизни К. подвёл в сочинении "Единственно необходимое" (1668). По своим филос. взглядам К. был близок к материалистич. сенсуализму, к-рый самому К. представлялся философией простого народа. Признавая три источника познания - чувства, разум и веру, К. гл. значение придавал органам чувств. В развитии познания он различал 3 ступени - эмпирич., науч. и практическую. К. считал, что всеобщее образование, создание новой школы помогут воспитывать детей в духе гуманизма.

Вместе с тем в определении цели воспитания у К. отчётливо чувствуется влияние релит, идеологии: он говорит о подготовке человека к вечной жизни.

Исходя из познаваемости мира, К. считал познаваемыми и все явления, связанные с пед. процессом, делал вывод о возможности управлять им. Поскольку человек представляет собой часть природы, то, по мнению К., он должен подчиняться общим её законам и все пед. средства должны быть природосообразными. Вместе с этим принцип природ осооб разности воспитания, по К., предполагает изучение законов духовной жизни человека и согласования с ними всех пед. воздействий.

Вопросы воспитания и обучения К. рассматривал в неразрывном единстве. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания. К. призывал давать всей молодёжи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам - сначала родному, потом латинскому - как языку науки, культуры того времени.

В уч. методе, к-рый К. толковал расширительно, самым существенным он считал порядок и естественность. Отсюда у К. вытекали и осн. требования к обучению: начинать обучение надо по возможности раньше, уч. материал должен соответствовать возрасту учеников. К. был убеждён в том, что разум человека способен охватить всё, только для этого в обучении надо соблюдать последовательное и постепенное продвижение вперёд, следуя от близкого к далёкому, от знакомого к незнакомому, от целого к частному, добиваясь того, чтобы уч-ся усваивали систему знаний, а не отрывочные сведения. К. полагал, что необходимо с детства вырабатывать положительные нравств. качества (справедливость, умеренность, мужество, причём под последним он понимал, в частности, настойчивость в труде и др.). Важную роль в нравст. воспитании он отводил примеру взрослых, систематич. приучению детей к полезной деятельности и к выполнению правил поведения.

Стремясь сделать образование доступным всем детям, К. разработал классноурочную систему обучения, к-рая заменила индивидуальную. К. разработал единую школьную систему: материнская школа (воспитание в семье под руководством матери до 6 лет), школа родного языка для детей от 6 до 12 лет (изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение священного писания, знакомство с важнейшими ремёслами), в крупных городах для наиболее способных уч-ся с 12 до 18 лет - лат. школа или гимназия (в уч. план гимназии К. вводил наряду с традиционными "семью свободными искусствами" естествознание, историю, географию). К. изменил и содержание самих "свободных искусств", связав их с практич. потребностями и подняв до уровня современной ему науки. Наконец, в каждом гос-ве должна быть -академия - высшая школа для молодёжи с 18 до 24 лет. Эту систему, описанную уже в "Чешской дидактике", К. в "Пампедии" расширил, добавив к ней "школы зрелого возраста и старости", в которых "преподаёт" сама жизнь.

Я. Коменский.

В большинстве пед. работ К. содержатся высказывания об учителе, а в "Пампедии" есть спец. глава. Учитель, по К., должен владеть пед. мастерством и любить своё дело, пробуждать самостоят, мысль уч-ся, готовить из них деятельных людей, заботящихся о всеобщем благе.

К. оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Многие его дидактич. положения вошли в совр. теорию обучения.

Соч.: Dilo, sv. 1 - 2, 17, Praha, 1969 - 71 (изд. продолжается); Listy pfatelum a pfiznivcum, Praha, [1970]; в рус. пер.- Избр. соч., ч. 1 - 3, Ревель, 1892 - 97; Избр. педагогические сочинения, 2 изд., ч. 1 - 2, М.. 1902 - 11; Избр. педагогические сочинения, т. 1 - 3, М., 1939 - 41; Избр. педагогические сочинения, М., 1955; Видимый свет на латинском, российском, немецком, итальянском, французском языках представлен с реестром самых нужнейших российских с тов. М., 1768.

Лит.: Красновский А. А., Я. А. Коменский, М., 1953; Материалы науч. сессии АПН РСФСР, посвященной 300-летию опубликования собрания дидактических трудов Я. А. Коменского (13 -14 декабря 1957 г.), М., 1959; Альт Р., Прогрессивный характер педагогики Коменского, пер. с нем., М., 1959; Лордкипанидзе Д., Ян Амос Коменский, М., 1970; К v а с а 1 a J., J. A. Comenius. Sein Leben und seine Schriften, В., 1892; H e у b e rg e r A., J. A. Comenius (Komensky). Sa vie et son oeuvre d'education, P., 1928; N ov a k J., H e n d r i с h J., J. A. Komensky. Jeho zivot a spisy, Praha, 1932; Young R. F., Comenius in England, Oxf., 1932; Kopecky J., PatockaJ., К у г a s e k J., J. A. Komensky. Nastin zivota a dila, Praha, 1957; К u r d yb а с h a i., Dziatatnosc Jana Amosa Komeriskiego w Polsce, Warsz., 1957; Sesja naukowa w Lesznie w czterechsetna rocznica powstania Gimnazjum i w trzechsetna wydania "Opera didactica omnia" J. A. Komeriskiego, red. Kurdbacha, Wroclaw - Warsz., 1957; Soupis del J. A. Komenskeho v ceskqslovenskych knihovnach, archived, a musejich, Praha, 1959; S с h a 1 1 e r K., Die Padagogik des Johann Amos Comenius und die Anfange des padagogischen Realismus im 17. Jahrhundert, HcUb., 1962;"Acta Comeniana", Archiv pro badani о zivote о dile Jana Amose Komenskeho, t. 25, Praha, 1969; Floss P., J. A. Komensky. Od divadla veci k dramatu cloveka, Ostrava, 1970; К оz i k F., Svetlo v temnotach. Bolestny a brdinsky zivot J. A. Komenskeho, [Praha, 1970]; fc i b r t C., Bibliografie ceske historie, t. 5, Praha, 1912, c. 17324-30638. A.M. Пискунов.



Copyright © 2017    ·    О проекте: «Рефераты, Энциклопедии, Словари On-Line»    ·
Поиск информации: КОМЕНСКИЙ - Книга рекордов Гиннесса