Большая Советская Энциклопедия

Понятие: ВЫСТАВКИ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ,

источник - Большая Советская Энциклопедия




ВЫСТАВКИ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ, публичный, б. ч. временный, показ произведений искусства. В. х. - осн. форма ознакомления зрителей со станковым искусством (с совр. искусством, с художеств, наследием). Иногда В. х. устраивают также в целях продажи произв. искусства. Различаются В. х. междунар., нац., региональные (в СССР - всесоюзные, респ., областные и др.), стационарные и передвижные, персональные, групповые и коллективные. В. х. могут быть периодическими (ежегодные, двухгодичные-"биеннале" и др.). В. х. часто объединяют произведения по к.-л. признаку - по составу участников (чл. АХ, учащиеся художеств, уч. заведений, самодеят. художники и др.) и их принадлежности к художеств, группировкам, по видам и жанрам иск-ва (живопись, скульптура, гравюра, портрет, пейзаж), а также по темам (т. н. тематические выставки) и направлениям в изобразит, иск-ве. Большое значение имеют музейные В. х. (персональные и тематич., с привлечением произведений, хранящихся в запасниках или полученных на время в порядке обмена из др. музеев, выставки новых поступлений в музей и др.). Выбранная участниками выставки или назначенная спец. комиссия (жюри) отбирает произв. по их теме и качеству, присуждает премии. Бывают выставки и без жюри. Более широкие функции выполняет выставочный комитет, проводящий всю организац. работу (комплектование В. х., размещение экспонатов, издание каталогов, путеводителей, организация экскурсий и лекций и т. д.). Для многих (гл. оор. тематич.) В. х. в соответствии с их темой и идейной направленностью составляется план экспозиции.

Первыми В. х. были публичные показы художеств, произв. в Др. Греции (с 6 в. до н. э.), в Италии в 15-16 вв. во время праздничных шествий, в Голландии и Фландрии в 17 в. на ярмарках и рынках. Во Франции парижская Королевская академия живописи и скульптуры, осуществлявшая с 1653 показ работ своих членов, с 1699 начала устраивать выставки в Лувре (см. Салон). В 18 в. регулярные выставки были организованы и АХ др. гос-в (в т. ч. с 1760-х гг. АХ в Петербурге). С 19 в. В. х. становятся осн. формой участия иск-ва в обществ, жизни, ареной борьбы идейно-художеств. направлений. Во 2-й пол. 19 в. наряду с офиц. академич. выставками возникают неофициальные выставки (выставка картин Г. Курбе "Реализм", 1855, "Салон отверженных", 1863, - Франция) и обществ, выставочные объединения (Нац. об-во изящных иск-в, 1890, во Франции; Сецессионы, с 1892, в Германии и Австрии). Нек-рые из них противопоставляли салонно-академич. иск-ву (см. Академизм в изобразительном искусстве и Салонное искусство) реалистич. программу, поиски новых средств художеств, выразительности. В России в 19 в. наиболее передовой характер носили выставки передвижников (с 1871). Резкое увеличение количества В. х. в кон. 19- нач. 20 вв. отразило сложный и противоречивый характер рус. иск-ва этого периода (выставки объединений "Мир искусства", "Союз русских художников", "Бубновый валет" и др.), возросший интерес к изучению нац. художеств, наследия (Историко-художеств. выставка портретов, 1905, Петербург).

В СССР и др. социалистич. странах В. х. предназначены для нар. масс и играют большую воспитат. роль; это обусловило широкое распространение В. х. (в т. ч. тематич.). Крупнейшие из них: "15 лет РККА" (1933), "Индустрия социализма" (1939), "Великая Отечественная война" (1942), Выставка произведений изобразительного искусства социалистических стран (1959), "Искусство-в быт" (1960), "На страже мира" (1965), Всесоюзная юбилейная художественная выставка "50 лет Советской власти" (1967) - в Москве; "Агитационно-массовое искусство первых лет Октябрьской революции" (1967) в Москве и др. городах; Всесоюзная художеств, выставка, посвящённая столетию со дня рождения В. И. Ленина (1970) в Москве; "Мы любим жизнь" (1966) в Берлине. Велика роль В. х. в подъёме нац. культуры и роста нац. самосознания в странах, освободившихся от колон, господства (1-й Междунар. фестиваль афр. иск-ва, 1966, Дакар, Сенегал). В капиталистич. странах наряду с выставками классич. и совр. прогрессивного иск-ва устраивается много В. х. в рекламных, коммерческих целях, а также выставки, пропагандирующие бурж. идеологию.

Для искусствознания большое значение имеют В. х., посвящённые отд. явлениям истории иск-в, на к-рых нередко экспонируются произв., хранящиеся в разных странах. Культурному сближению народов, взаимообогащению их культур, борьбе за мир и прогресс способствуют обмен нац. В. х. (выставки "Искусство Мексики от древнейших времён до наших дней", 1960, в Москве, "Русское искусство от скифов до наших дней. Сокровища русских музеев", 1967-68, в Париже), междунар. В. х. ("Искусство и Сопротивление", 1965, в Болонье), нац. и междунар. экспозиции на всемирных выставках (выставка "Гений человека-созидателя" в интернац. павильоне Всемирной выставки в Монреале в 1967).

Лит.: Выставки советского изобразительного искусства. Справочник, т. 1 - 2, М., 1965-67; Luckhurst К. W., The story of exhibitions, L.- N. Y., 1951; KochG. F., Die Kunstausstellung. Ihre Geschichte von den Anfangen bis zum Ausgang des 18. Jahrhunderts, В., 1967. В. М. Петюшенко.



Copyright © 2019    ·    О проекте: «Рефераты, Энциклопедии, Словари On-Line»    ·
Поиск информации: ВЫСТАВКИ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ - Книга рекордов Гиннесса