Большая Советская Энциклопедия

Понятие: ВИЗАНТИЯ,

источник - Большая Советская Энциклопедия




ВИЗАНТИЯ, Византийская имрерия, государство, возникшее в 4 в. при распаде Римской империи в её вост. части и существовавшее до сер. 15 в. Столицей В. был Константинополь, осн. имп. Константином I в 324-330 на месте бывшей мегарской колонии Византии (отсюда назв. гос-ва, введённое гуманистами уже после падения империи). Фактически с основания Константинополя началось обособление В. в недрах Рим. империи (с этого времени обычно ведут историю В.). Завершением обособления принято считать 395, когда после смерти последнего императора единой Рим. державы Феодосия I (правил в 379-395), произошло окончательное разделение Рим. империи на Вост. Римскую (Византийскую) и Зап. Римскую империи. Императором Вост. Рим. империи стал Аркадий (395-408). Сами византийцы называли себя римлянами - по-греч. чромеями", а свою державу "Ромейской". На протяжении существования В. происходили неоднократные изменения её территории .

Этнич. состав нас. В. был пёстрым: греки, сирийцы, копты, армяне, грузины, евреи, эллинизированные малоазийские племена, фракийцы, иллирийцы, даки. С сокращением терр. В. (с 7 в.) часть народов осталась вне пределов В. В то же время на терр. В. расселялись новые народы (готы в 4-5 вв., славяне в 6- 7 вв., арабы в 7-9 вв., печенеги, половцы в 11-13 вв. и др.). С 6-11 вв. в состав населения В. входили этнич. группы, из к-рых в дальнейшем сформировалась итал. народность. Преобладающую роль в экономике, политич. жизни и культуре В. играло греч. население. Гос. язык империи в 4-6 вв.- латинский, с 7 в. до конца существования В.- греческий. Мн. проблемы социально-экономич. истории В. сложны и в решении их в сов. византиноведении существуют различные концепции. Напр., в определении времени перехода В. от рабовладельч. отношений к феодальным. По мнению Н. В. Пигулевской и Е. Э. Липшиц, в В. 4-6 вв. рабство уже потеряло своё значение; согласно же концепции 3. В. Удальцовой (к-рую в данном вопросе разделяет А. П, Каждан), до 6-7 вв. в В. господствовало рабовладение (соглашаясь в общем с этой точкой зрения, М. Я. Сюзюмов рассматривает период между 4 и 11 вв. как "предфеодальный").

В истории В. можно выделить приблизительно 3 осн. периода. Первый период (4 - сер. 7 вв.) характеризуется разложением рабовладельч. строя и началом формирования феод, отношений. Отличительной чертой начала генезиса феодализма в В. было спонтанное развитие феод, строя внутри разлагавшегося рабовладельч. общества, в условиях сохранения позднеантич. гос-ва. Особенности аграрных отношений в ранней В. - сохранение значит, масс свободного крестьянства и крест, общины, широкое распространение колоната и долгосрочной аренды (эмфитевсиса), более интенсивная, чем на Западе, раздача рабам участков земли в виде пекулиев. В 7 в. в визант. деревне было подорвано, а местами уничтожено крупное рабовладельч. землевладение. На терр. бывших поместий устанавливалось господство крест, общины. В конце 1-го периода в сохранившихся крупных поместьях (преим. в М. Азии) труд колонов и рабов стал вытесняться всё шире применявшимся трудом свободных крестьян- арендаторов.

Визант. город 4-5 вв. в основном оставался антич. рабовладельч. полисом; но с кон. 4 в. наблюдался упадок мелких полисов, их аграризация, а возникавшие в 5 в. новые города являлись уже не полисами, а торг.-ремесл. и адм. центрами. Крупнейшим городом империи был Константинополь, центр ремесла и междунар. торговли. В. вела оживлённую торговлю с Ираном, Индией, Китаем и др.; в торговле же с зап.-европ. гос-вами по Средиземному м. В. обладала гегемонией. По уровню развития ремесла и торговли, по степени интенсивности гор. жизни В. в этот период опережала страны Западной Европы. В 7 в., однако, города-полисы окончательно пришли в упадок, аграризации подверглась значительная часть городов, центр общественной жизни переместился в деревню.

В. 4-5 вв. была централизованной военно-бюрократич. монархией. Вся полнота власти сосредоточивалась в руках императора (василевса). Совещательным органом при императоре был Сенат. Всё свободное население делилось на сословия. Высшим сословием было сенаторское. Серьёзной общественной силой стали с 5 в. своеобразные политич. партии - димы, важнейшими из к-рых были венеты (возглавлялись сановной знатью) и прасины (отражали интересы торг.-ремесл. верхов) (см. Венеты и прасины). С 4 в. господствующей религией стало христианство (в 354, 392 пр-во издало законы против язычества). В 4-7 вв. была выработана христ. догматика, сложилась церк. иерархия. С кон. 4 в. стали возникать монастыри. Церковь превратилась в богатую организацию, обладавшую многочисленными зем. владениями. Духовенство освобождалось от уплаты налогов и повинностей (за исключением позем, налога). В результате борьбы различных течений в христианстве (арианства, несторианства и др.) господствующим в В. стало православие (окончательно в 6 в. при имп. Юстиниане I, но ещё в кон. 4 в. имп. Феодосии I пытался восстановить церк. единство и превратить Константинополь в центр православия).

С 70-х гг. 4 в. не только внешнеполитическое, но и внутриполитич. положение В. в значит, мере определяли отношения империи с варварами. В 375 с вынужденного согласия имп. Валента на терр. империи (к югу от Дуная) расселились вестготы. В 376 вестготы, возмущённые притеснением визант. властей, подняли восстание. В 378 объединённые отряды вестготов и части восставшего населения империи наголову разбили армию имп. Валента при Адрианополе. С огромным трудом (ценой уступок варварской знати) имп. Феодосию удалось подавить в 380 восстание. В июле 400 варвары едва не завладели Константинополем, и только благодаря вмешательству в борьбу широких слоев горожан они были изгнаны из города. К кон. 4 в. с увеличением числа наёмников и федератов произошла варваризация визант. армии; временно за счёт поселений варваров расширились мелкое свободное землевладение и колонат. В то время как Зап. Рим. империя, переживавшая глубокий кризис, пала под ударами варваров, В. (где кризис рабовладельч. х-ва протекал слабее, где сохранились города как центры ремесла и торговли и мощный аппарат власти) оказалась экономически и политически более жизнеспособной, что позволило ей устоять против варварских нашествий. В 70-80-х гг. 5 в. В. отразила натиск остготов.

Сельскохозяйственные работы. Мозаика пола Большого дворца в Константинополе. 6 в. (?)

Доение козы. Мозаика пола Большого дворца в Константинополе. 6 в, (?).

Цирковые представления. Часть диптиха. Слоновая кость. 517. Эрмитаж. Ленинград.

В кон. 5-6 вв. начались экономич. подъём и нек-рая политич. стабилизация В. Была проведена финанс. реформа в интересах торг.-ремесл. верхушки крупных городов В., в первую очередь Константинополя (отмена хрисаргира - подати, взимавшейся с гор. населения, передача гос-вом сбора налогов откупщикам, взимание позем, налогов деньгами и т.д.). Социальное недовольство широких плебейских масс привело к обострению борьбы между венетами и прасинами. В вост. провинциях В. усилилось оппозиционное религ. движение монофиситов, в к-ром переплелись этнич., церк., социальные и политич. интересы различных слоев населения Египта, Сирии и Палестины. В кон. 5- нач. 6 вв. на терр. В. с севера через Дунай начали вторгаться слав, племена (493, 499, 502). В правление имп. Юстиниана I (527-565) В. достигла апогея своего политич. и воен. могущества. Осн. целями Юстиниана были восстановление единства Рим. империи и упрочение власти единого императора. В своей политике он опирался на широкие круги средних и мелких землевладельцев и рабовладельцев, ограничивал притязания сенаторской аристократии; одновременно добился союза с православной церковью. Первые годы правления Юстиниана отмечены крупными нар. движениями (529-530 - восстание самаритян в Палестине, 532 - восстание "Ника" в Константинополе). Пр-во Юстиниана провело кодификацию гражданского права (см. Кодификация Юстиниана, Дигесты, Институции). Законодательство Юстиниана, направленное в значит, мере на укрепление рабовладельч. отношений, отражало в то же время изменения, происшедшие в общественной жизни В., содействовало унификации форм собственности, нивелировке гражданских прав населения, установило новый порядок наследования, заставляло еретиков переходить в православие под угрозой лишения гражданских прав и даже смертной казни. В правление Юстиниана усилилась централизация гос-ва, была создана сильная армия. Это дало возможность Юстиниану отбить натиск персов на востоке, славян на севере и осуществить обширные завоевания на западе (в 533-534 - гос-ва вандалов в Сев. Африке, в 535-555 - Остготского королевства в Италии, в 554 - юго-вост. областей Испании). Однако завоевания Юстиниана оказались непрочными; в отвоёванных у варваров зап. областях господство византийцев, реставрация ими рабовладения и рим. налоговой системы вызывали восстания населения [восстание, вспыхнувшее в армии в 602, переросло в гражд. войну, привело к смене императоров - престол занял центурион (сотник) Фока]. В кон. 6-7 вв. В. утратила завоёванные области на Западе (за исключением Юж. Италии). В 636-642 арабы завоевали наиболее богатые вост. провинции В. (Сирию, Палестину, Верх. Месопотамию), в 693- 698 - её владения в Сев. Африке. К кон. 7 в. терр. В. составляла не более 1/3 державы Юстиниана. С кон. 6 в. началось заселение Балканского п-ова слав, племенами. В 7 в. они расселились на значит, территории в пределах Визант. империи (в Мёзии, Фракии, Македонии, Далмации, Истрии, части Греции и даже были переселены в М. Азию), сохранив, однако, свой язык, быт, культуру. Изменился этнич. состав населения и в вост. части М. Азии: появились поселения армян, персов, сирийцев, арабов. Однако в целом с потерей части вост. провинций В. стала этнически более единой, ядро ее составляли земли, населённые греками или эллинизированными племенами, говорившими на греч. языке. Второй период (сер. 7 - нач. 13вв.) характеризуется интенсивным развитием феодализма. В результате уменьшения терр. в начале этого периода В.- преим. греческое, а в 11 - 12 вв. (когда в её состав временно входили слав, земли) - греко-слав. гос-во. Несмотря на терр. потери, В. оставалась одной из могущественных держав Средиземноморья. В византийской деревне в 8-1-й пол. 9 вв. стала преобладающей свободная сел. община: общинные отношения расселившихся в В. слав, племён способствовали укреплению и местных визант. крест, общин. Законодательный памятник 8 в. Земледельческий закон свидетельствует и о наличии соседских общин, и об имуществ. дифференциации внутри них, о начале их разложения. Визант. города в 8-1-й пол. 9 вв. продолжали переживать упадок. В 7-8 вв. в В. произошли важные перемены в адм. устройстве. Старые диоцезы и провинции заменяются новыми воен.-адм. округами - фемами. Вся полнота воен. к гражд. власти в феме сосредоточивалась в руках командира фемного войска - стратига. Составлявшие войско свободные крестьяне - стратиоты - за несение воен. службы зачислялись пр-вом в разряд наследственных держателей воинских зем. участков. Создание фемного строя по существу знаменовало децентрализацию гос-ва. Вместе с тем оно укрепило воен. потенциал империя и дало возможность в правления Льва III (717- 741) и Константина V (741-775) добиться успеха в войнах с арабами и болгарами. Политика Льва III была направлена на борьбу с сепаратистскими тенденциями местной знати (издание в 726 законодат. сборника Эклога, разукрупнение фем), на ограничение самоуправления городов. В 8 - 1-й пол. 9 вв. в В. началось широкое религ.-политич. движение - иконоборчество (отражало преим. протест нар. масс против господствующей церкви, тесно связанной с константинопольской сановной знатью), использованное провинц. знатью в своих интересах. Движение возглавили императоры Исавримском династии, к-рые во время борьбы с иконопочитанием изымали в пользу казны монастырские и церк. сокровища. С особой силой борьба иконоборцев и иконопочитателей развернулась в правление имп. Константина V. В 754 Константин V созвал церк. собор, осудивший иконопочитание. Политика императоров-иконоборцев усилила провинц. знать. Рост крупного землевладения и наступление феодалов на крест, общину привели к обострению классовой борьбы. В сер. 7 в. на востоке Визант. империи в Зап. Армении зародилось нар.-еретич. движение павликиан, распространившееся в 8-9 вв. в М. Азии. Другое крупное пар. движение в В. 9 в.- восстание 820^825 Фомы Славянина (ум. в 823), охватившее малоазийскую территорию империи, часть Фракии и Македонии и с самого начала имевшее антифеод, направленность. Обострение классовой борьбы, напугало класс феодалов, заставило его преодолеть раскол в своих рядах и восстановить в 843 иконопочитание. Примирение пр-ва и воен. знати с высшим духовенством и монашеством сопровождалось жестокими преследованиями павликиан. Движение павликиан, вылившееся в сер. 9 в. в вооружённое восстание, было в 872 подавлено.

2-я пол. 9-10 вв.- период создания в В. централизованной феод, монархии с сильной гос. властью, разветвлённым бюрократия, аппаратом управления. Одной из осн. форм эксплуатации крестьян являлась в эти века централизованная рента, взимавшаяся в виде многочисл. налогов. Наличие сильной центр, власти в значит, мере объясняет отсутствие в В. феод.-иерархич. лестницы. В отличие от зап.-европ. гос-в, в В. вассально-ленная система осталась неразвитой, феод, дружины были скорее отрядами телохранителей и свитой, чем войском вассалов феод, магната. Две прослойки господств, класса играли главную роль в политич. жизни страны: крупные феодалы (динаты) в провинциях и чиновная аристократия, связанная с торг.-ремесл. кругами, в Константинополе. Эти социальные группировки, постоянно соперничая, сменяли друг друга у власти. К 11 в. феод, отношения в В. в основном стали господствующими. Разгром нар. движений облегчил феодалам наступление на свободную крест, общину. Обеднение крестьян и воен. поселенцев (стратиотов) приводило к упадку стратиотского ополчения и снижало платёжеспособность крестьян, осн. плательщиков налогов. Попытки нек-рых императоров Македонской династии (867-1056), опиравшихся на чиновную знать и торг.-ремесл. круги Константинополя, заинтересованных в получении налогов с крестьян, задержать процессы обезземеливания общинников, разложения крест, общины и образования феод, вотчин успеха не имели. В 11 -12 вв. в В. завершилось формирование осн. институтов феодализма. Вызревает вотчинная форма эксплуатации крестьян. Свободная община сохранилась лишь на окраинах империи, крестьяне превратились в феод.-зависимых людей (париков). Труд рабов в с. х-ве утратил значение.

Иконоборцы. Иоанн Грамматик и Игнатий .Миниатюра т. н. "Хлудовской псалтири". 9 в. Исторический музей. Москва.

Сцены пахоты. Миниатюра рукописи "Слова" Григория Богослова. Кон. 11 в. Нац. библиотека. Париж.

В 11-12 вв. постепенно распространилась прения (форма условного феод, землевладения). Пр-во раздавало феодалам права экскуссии (особая форма иммунитета). Спецификой феодализма в В. было сочетание сеньориальной эксплуатации зависимых крестьян с взиманием централизованной ренты в пользу гос-ва.

Со 2-й пол. 9 в. начался подъём визант. городов. Развитие ремесла было связано гл. обр. с возросшим спросом на ремесл. изделия усилившейся визант. феод, знати и с ростом внеш. торговли В. Расцвету городов содействовала политика императоров (предоставление льгот торг.-ремесл. корпорациям и др.). Визант. город к 10 в. приобрёл черты, характерные для ср.-век. городов: мелкое ремесл. произ-во, образование торг.-ремесл. корпораций, регламентация их деятельности гос-вом. Спецификой визант. города являлось сохранение института рабства, хотя осн. фигурой произ-ва стал свободный ремесленник. С 10-11 вв. в своём большинстве визант. города - не только крепости, адм. или епископальные центры; они становятся средоточием ремесла и торговли. Константинополь вплоть до сер. 12 в. оставался центром транзитной торговли между Востоком и Западом. Визант. мореходство и торговля, несмотря на конкуренцию арабов и норманнов, всё ещё играли главную роль в бассейне Средиземного моря. В 12 в. произошли изменения в экономике визант. городов. Несколько сократилось ремесл. произ-во и снизилась техника произ-ва в Константинополе, в то же время наблюдался подъём провинц. городов - Фессалоник, Коринфа, Фив, Афин, Эфеса, Никеи и др. Пагубно отразилось на экономике визант. городов проникновение в В. венецианцев и генуэзцев, получавших от визант. императоров значит, торг, привилегии. Препятствовала развитию визант. (особенно столичного) ремесла гос. регламентация деятельности торг.-ремесл. корпораций.

Во 2-й пол. 9 в. возросло влияние церкви. Визант. церковь, обычно покорная императорам, при патриархе Фотии (858-867) стала отстаивать идею равноправия духовной и светской власти, призывала к активному осуществлению христианизации соседних народов с помощью церк. миссий; пыталась ввести православие в Моравии, используя миссию Кирилла и Мефодия, провела христианизацию Болгарии (около 865). Разногласия между константинопольским патриархатом и папским престолом, обострившиеся ещё при патриархе Фотии, привели в 1054 к офиц. разрыву (схизме) между вост. и зап. церквами [с этого времени вост. церковь стала наз. грекокафолической (православной), а зап.- рим.-католической]. Однако окончат, разделение церквей произошло после 1204.

Внеш. политика В. во 2-й пол. 9-11 вв. характеризуется постоянными войнами с арабами, славянами, позднее - с норманнами. В сер. 10 в. В. отвоевала у арабов Верх. Месопотамию, часть М. Азии и Сирии, Крит и Кипр. В 1018 В. завоевала Зап.-Болг. царство. Балканский п-ов до Дуная был подчинён власти В. В 9-11 вв. большую роль во внеш. политике В. стали играть взаимоотношения с Киевской Русью. После осады Константинополя войсками киевского кн. Олега (907) византийцы были вынуждены заключить в 911 выгодный для русских торг, договор, способствовавший развитию торг, связей Руси и В. по великому пути из "варяг в греки". В последней трети 10 в. В. вступила в борьбу с Русью за Болгарию; несмотря на первоначальные успехи киевского кн. Святослава Игоревича, победу одержала В. Между В. и Киевской Русью при киевском кн. Владимире Святославиче был заключён союз, русские помогли визант. имп. Василию II подавить феод, мятеж Фоки Варды (987-989), а Василий II был вынужден согласиться на брак своей сестры Анны с киевским кн. Владимиром, что способствовало сближению В. с Русью. В кон. 10 в. на Руси было принято христианство из В. (по православному обряду).

Со 2-й трети до нач. 80-х гг. 11 в. В. переживала период кризиса, гос-во потрясали "смуты", борьба провинц. феодалов против столичной знати и чиновничества [феод, мятежи Маниака (1043), Торника (1047), Исаака Комнина (1057), временно захватившего престол (1057- 1059)]. Ухудшилось и внешнеполитич. положение империи: визант. пр-ву приходилось отражать одновременно натиск печенегов и турок-сельджуков (см. Сельджуки). После разгрома визант. армии войсками сельджуков в 1071 при Маназкерте (в Армении) В. потеряла большую часть М. Азии. Не менее тяжёлые потери понесла В. и на Западе. К сер. 11 в. норманны захватили большую часть визант. владений в Юж. Италии, в 1071 овладели последним опорным пунктом византийцев - г. Бари (в Апулии).

Борьба за престол, обострившаяся в 70-х гг. 11 в., завершилась в 1081 победой династии Комнинов (1081-1185), выражавшей интересы провинц. феод, аристократии и опиравшейся на узкий слой знати, связанной с ней родственными узами. Комнины порвали со старой бюрократич. системой гос. управления, ввели новую систему титулов, к-рые присваивались лишь высшей знати. Власть в провинциях была передана воен. командирам (дукам). При Комнинах вместо нар. ополчения стратиотов, значение к-рого упало ещё в 10 в., гл. роль стали играть тяжеловооружённая конница (катафракты), близкая к зап.-европ. рыцарству, и наёмные войска из иноземцев. Укрепление гос-ва и армии позволило Комнинам добиться успехов в кон. 11-нач. 12 вв. во внеш. политике (отразить наступление норманнов на Балканы, отвоевать у сельджуков значит, часть М. Азии, установить суверенитет над Антиохией). Мануил I принудил Венгрию признать суверенитет В. (1164), утвердил свою власть в Сербии. Но в 1176 визант. армия была разгромлена турками при Мириокефалоне. На всех границах В. была вынуждена перейти к обороне. После смерти Мануила I вспыхнуло нар. восстание в Константинополе (1181), вызванное недовольством политикой пр-ва, покровительствовавшего итал. купцам, а также зап.-европ. рыцарям, поступавшим на службу к. императорам. Использовав восстание, к власти пришёл представитель боковой ветви Комнинов Андроник I (1183-85). Реформы Андроника I были направлены на упорядочение гос. бюрократич. аппарата, на борьбу с коррупцией. Неудачи в войне с норманнами, недовольство горожан торг, привилегиями, предоставленными императором венецианцам, террор в отношении высшей феод, знати оттолкнули от Андроника I даже его бывших союзников. В 1185 в результате мятежа знати Константинополя к власти пришла династия Ангелов (1185-1204), правление которой знаменовал закат внутр. и внеш. могущества В. Страна переживала глубокий экономич. кризис: усилились феод, раздробленность, фактич. независимость правителей провинций от центр, власти, пришли в упадок города, ослабли армия и флот. Начался распад империи. В 1187 отпала Болгария; в 1190 В. была вынуждена признать независимость Сербии. В кон. 12 в. обострились противоречия между В. и Западом: папство стремилось подчинить визант. церковь рим. курии; Венеция добивалась вытеснения из В. своих конкурентов - Генуи и Пизы; императоры "Священной Рим. империи" вынашивали планы подчинения В. В результате переплетения всех этих политич. интересов изменилось направление (вместо Палестины - в Константинополь) 4-го крестового похода (1202-04). В 1204 под ударами крестоносцев пал Константинополь, Визант. империя перестала существовать.

Третий период (120 4-1 453) характеризуется дальнейшим усилением феод, раздробленности, упадком центр, власти и постоянной борьбой с иноземными завоевателями; появляются элементы разложения феод. х-ва. На завоёванной крестоносцами части терр. В. была основана Латинская империя (1204-61). Латиняне подавляли в В. греч. культуру, засилье итал. торговцев мешало возрождению визант. городов. Из-за сопротивления местного населения крестоносцам не удалось распространить свою власть на весь Балканский п-ов и М. Азию. На не покорённой ими терр. В. возникли независимые греч. гос-ва: Никейская империя (1204-61), Трапезундская империя (1204-1461) и Эпирское государство (1204-1337).

Ведущую роль в борьбе с Лат. империей сыграла Никейская империя. В 1261 никейский император Михаил VIII Палеолог при поддержке греч. населения Лат. империи отвоевал Константинополь и восстановил Визант. империю. На престоле укрепилась династия Палеологов (1261-1453). В. в последний период своего существования представляла собой небольшое феод, гос-во. Трапезундская империя (до конца существования В.) и Эпирское гос-во (до присоединения его к В. в 1337) оставались самостоятельными. В В. этого периода продолжали господствовать феод, отношения; в условиях безраздельного господства крупных феодалов в визант. городах, итал. экономич. засилья и тур. воен. угрозы (с кон. 13-нач. 14 вв.) ростки раннекапиталистич. отношений (напр., аренда предпринимательского типа в деревне) в В. быстро гибли. Усиление феод, эксплуатации вызывало нар. движения в деревне и в городе. В 1262 произошло восстание вифинских акритов - пограничных воен. поселенцев в М. Азии. В 40-х гг. 14 в. в период острой борьбы двух феод, клик за престол (сторонников Палеологов и Кантакузинов) антифеод, восстания охватили Фракию и Македонию. Особенностью классовой борьбы нар. масс этого периода явилось объединение действий гор. и сельского населения против феодалов. С особой силой нар. движение развернулось в Фессалониках, где восстание возглавили зилоты (1342-49). Победа феод, реакции, постоянные феод, междоусобицы обессилили В., к-рая не смогла противиться натиску турок-османов. В нач. 14 в. они захватили визант. владения в М. Азии, в 1354 - Галлиполи, в 1362 - Адрианополь (куда в 1365 султан перенёс свою столицу) и затем овладели всей Фракией. После поражения сербов у Марицы (1371) В. вслед за Сербией признала вассальную зависимость от турок. Разгром турок войсками среднеазиатского полководца Тимура в 1402 в битве при Анкаре отсрочил на неск. десятилетий гибель В. В этой обстановке визант. пр-во тщетно искало поддержки стран Зап. Европы. Реальной помощи не дала и заключённая в 1439 на Флорентийском соборе уния между православной и католич. церквами на условии признания главенства папского престола (уния была отвергнута визант. народом). Турки возобновили натиск на В. Экономич. упадок В., обострение классовых противоречий, феод, усобицы, своекорыстная политика зап.-европ. гос-в облегчили победу турок-османов. После двухмесячной осады 29 мая 1453 Константинополь был взят штурмом тур. армией и разграблен. В 1460 завоеватели покорили Морею, а в 1461 захватили Трапезундскую империю. К началу 60-х гг. 15 в. Визант. империя прекратила своё существование, её терр. вошла в состав Османской империи.

Лит.: Левченко М. В., История Византии. Краткий очерк, М.- Л.. 1940; Сюзюмов М. Я., Византия, в кн.: Советская историческая энциклопедия, т. 3, М., 1963; История Византии, т. 1-3, М., 1967; Пигулевская Н. В., Византия на путях в Индию, М.- Л., 1951; её же, Арабы у границ Византии и Ирана в IV - VI вв., М.- Л., 1964; У д а л ь ц о в а 3. В.,

Италия и Византия в VI в., М., 1959; Липшиц Е. Э-, Очерки истории византийского общества и культуры. VIII - первая пол. IX в., М.- Л., 1961; К а ж д а н А. П., Деревня и город в Византии в IX - X вв., М., 1960; ГоряновБ. Т., Поздневизантийский феодализм, М., 1962; Левченко М. В., Очерки по истории русско-византийских отношений. М., 1956; Литавр и н Г., Болгария и Византия в XI-XII вв., М., 1960; В г ё h i e r L., Le monde byzantin, [v.] 1-3, P., 1947 - 50; Ангелов Д., История на Византия, 2 изд., ч. 1-3, София, 1959-67; Cambridge medieval history, v. 4, pt 1 - 2, Camb., 1966-67; Kirsten E., Die byzantinische Stadt, в сб.: Berichte zum XI. Byzantinisten-Kongress, Miinchen, 1958: Т r e i t i n g e r O., Die Ostromische Kaiser-uncl Reichsidee, 2 Aufl., Darmstadt, 1956; В u r у J., The imperial administrative system in the ninth century, 2 ed., N. Y., 1958; Dolger F., Beitrage zur Geschichte der byzantinischen Finanzverwaltung, Munch., 1960; Острогорски Г., HcTopnja Византине, Београд, [1969]. 3. В. Удальцова.



Copyright © 2018    ·    О проекте: «Рефераты, Энциклопедии, Словари On-Line»    ·
Поиск информации: ВИЗАНТИЯ - Книга рекордов Гиннесса