Большая Советская Энциклопедия

Понятие: ВЕСНИНЫ,

источник - Большая Советская Энциклопедия




ВЕСНИНЫ, советские архитекторы, братья, работавшие в творческом содружестве. Леонид Александрович В. [28.11(10.12).1880, Н. Новгород, -8.10.1933, Москва], учился в петерб. АХ (1901-09) у Л. Н. Бенуа. Проф. Моск. высшего технич. уч-ща (1923-31) и Моск. архит. ин-та (1932- 1933). Член ОСЛ (Объединение совр. архитекторов; с 1925). Награждён орденом Трудового Красного Знамени. Виктор Александрович В. [28. 3(9.4).1882, Юрьевец, ныне Ивановской обл., -17.9.1950, Москва], учился в Ин-тегражд. инженеров в Петербурге (1901- 1912). Чл. ОСА (с 1925). Деп. Верх. Совета СССР 1-го и 2-го созывов, акад. АН СССР (1943), первый президент (1939-49) Академии архитектуры СССР, ответств. секретарь Союза сов. архитекторов (1939- 1949). Проф. Моск. высшего технич. уч-ща (1923-31) и моек. Вхутемаса-Вхутеина (1921-30). Награждён орденом Ленина, 3 др. орденами, а также медалями. Александр Александрович В. [16(28).5.1883, Юрьевец, - 7.11.1959, Москва], учился в Ин-те гражд. инженеров в Петербурге (1901-12).Участвовал в работе Инхука (Ин-та художеств, культуры; 1921-24), входил в архит. группу ЛЕФа (1924). Пред. ОСА (1925- 1931), ответств. ред. журн. "Современная архитектура" (1926-30). Преподавал в моек. Вхутемасе-Вхутеине (1921-30) иМоск. архит. ин-те (до 1936). Почётный чл. Академии строительства и архитектуры СССР (1956-59). Награждён орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Среди дореволюц. работ братьев В. выделяются особняки, стилизованные под архитектуру рус. классицизма (дом Си-роткина, ныне Художеств, музей, в Горьком, 1913, и др.). В конторских, торг, и пром. зданиях этого периода (банк на Кузнецком мосту в Москве, 1913, и др.) проявились черты рационализма (использование каркаса, больших остеклённых поверхностей). В первые годы Сов. власти В. (работавшие в это время порознь) активно выступали в области архитектуры, направленной на удовлетворение насущных потребностей общества (проекты новых типов жилых домов для рабочих Леонида В., пром. сооружения Виктора В.). В. интенсивно внедряли новые конструкции и материалы, влиявшие на появление новых архит. форм. В становлении новых принципов архитектурно-худо-жеств. формообразования в творчестве В. важную роль сыграли и театр, работы Александра В., создававшего на сцене некие архит. объёмы из ажурных многоярусных конструкций с динамич. элементами - лифтами, колёсами, транспортёрами ("Человек, который был четвергом" Честертона в моек. Камерном театре, 1923).

С 1923 В. создают коллективные проекты, многие из к-рых стали вехами в развитии сов. архитектуры. С 1925 возглавляют направление, известное под назв. конструктивизм. В. и др. его представители придавали большое значение поискам новых в социальном отношении типов зданий и подчёркивали важность функционально-конструктивной основы здания. В нач. 20-х гг. осн. внимание В. уделяли выявлению эстетич. возможностей новых конструкций и материалов, дающих возможность замены глухих

стен остеклённым каркасом (конкурсные проекты для Москвы: Дворец труда, 1923; моек, отделение газ. "Ленинградская правда", 1924; акц. об-во Аркос, 1924). В архитектурных формах произв. 2-й пол. 20-х гг. выявлялось прежде всего их функциональное назначение (т. н. функциональный метод), т. е. учитывались требования функционального процесса (взаимосвязь отд. помещений, учёт движения посетителей) путём рациональной организации плана и оборудования зданий. Широко использовалась павильонная композиция - деление сооружения на отд. различные по назначению корпуса, соединённые переходами и коридорами, благодаря чему по мере обхода здания возникали новые ракурсы, менялось соотношение объёмов и пространства (бывш. дом Об-ва политкаторжан в Москве. 1931-34, ныне Театр киноактёра; рабочие клубы в Баку, 1928-32; Дворец культуры Пролетарского р-на в Москве, 1-я очередь - 1930-34, ныне Дворец культуры ЗИЛ, илл. см. т. 2, стр. 301). Среди других значит, произв. В. этого периода - универмаг на Красной Пресне в .Москве (1927), Днепровская ГЭС (илл. см. т. 2, табл. XXX и стр. 301).

Проекты В., созданные после 1932, выполнены с общей для сов. архитектуры ориентацией на использование классич. традиций прошлого.

Лит.: Ильин М. А., Веснины, М., 1960; ЧиняковА. Г., Веснины, М., 1970.

С. О. Хан-Магомедов.



Copyright © 2019    ·    О проекте: «Рефераты, Энциклопедии, Словари On-Line»    ·
Поиск информации: ВЕСНИНЫ - Книга рекордов Гиннесса